Виртуальная
  Европа

Албания

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - Албания История

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

История Албании.

Борьба за суверенитет и независимость (1913–1921). 

Самой трудной задачей для Албании было добиться международного признания ее суверенитета и границ, учитывая противодействие некоторых балканских государств. Так, Сербия надеялась получить выход к Адриатическому морю, контролируя центральную Албанию, Черногория стремилась приобрести Шкодер, а Греция хотела присоединить районы Гирокастра и Корча. Этих претендентов поддержали Франция и Россия. Однако Италия и Австро-Венгрия выступили против. Они предпочитали иметь дело с независимой Албанией, которая могла бы нейтрализовать восточное побережье пролива Отранто и сохранить равновесие политических сил в Адриатическом регионе.

Великие державы уполномочили своих послов, собравшихся на конференцию в Лондоне, рассмотреть албанский вопрос наряду с другими проблемами, возникшими в итоге Балканской войны. На этой конференции 20 декабря 1912 независимость Албании была признана великими державами. По Лондонскому договору, подписанному 30 мая 1913, учреждалась комиссия, которая должна была решить вопрос о границах Албании и принять окончательное решение о возвращении Албании города Шкодер, захваченного Черногорией во время Первой балканской войны. Косовская равнина, где проживало несколько сотен тысяч албанцев, отходила к Сербии. Граница с Грецией устанавливалась по протоколу, подписанному в том же году во Флоренции.

Великие державы гарантировали нейтралитет Албании, но фактически они установили протекторат Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Франции, Италии и России, сформировав полицейские силы под руководством западноевропейских офицеров и гражданскую и финансовую администрацию под контролем международной комиссии. Управлять страной, по решению великих держав, должен был германский князь Вильгельм Вид. Он прибыл в Албанию в марте 1914 и застал страну в состоянии хаоса, не прекращавшегося до 1921. Греция и Сербия вывели свои войска из страны, но 28 февраля на юге при поддержке Греции вспыхнуло восстание. Интриги в правительстве Вида привели к гражданской войне, начавшейся 21 мая, а Первая мировая война поставила Албанию перед угрозой раскола. 3 сентября 1914 Вильгельм Вид бежал из страны. Во время войны итальянские, греческие, черногорские, сербские, австрийские и французские войска вторгались и оккупировали разные районы Албании.

После Первой мировой войны снова возникли планы раздела страны, но албанские националисты получили мощную поддержку со стороны президента США Вудро Вильсона. Он выступил против соглашений, по которым Южная Албания отходила к Греции, район Шкодера – к Югославии, а Влёра – к Италии, которая получала мандат на управление центральными районами страны. Тем временем на конгрессе в Дурресе 25 декабря 1918 албанцы сформировали временное правительство. Оно назначило выборы в законодательное собрание – Албанский Национальный конгресс. Новый парламент собрался 21–31 января 1920 в Люшне и сформировал правительство. Весной правительство и парламент перебрались в Тирану, которую незадолго до этого (11 февраля 1920) объявили столицей Албании. Был создан Высший совет из четырех человек. Верховным органом власти стал Национальный совет (Сенат) в составе 37 человек. Был выпущен государственный заем, а также приняты меры по созданию армии и общественных учреждений. Итальянские войска в районе Влёры после атак албанцев были вынуждены отступить, сербы на северо-востоке тоже потерпели поражение. 17 декабря 1920 Албания при поддержке Англии была принята в Лигу наций. Однако вопрос о границах оставался открытым. В октябре 1921 сербские войска снова совершили нападение и были отведены только после сильного дипломатического давления со стороны Англии и ряда других государств. 9 ноября 1921 на конференции послов четырех держав (Англии, Франции, Италии и Японии) в Лондоне вновь была подтверждена независимость Албании в границах 1913. В начале 1922 последние сербские войска были выведены из этой страны. До 1924 в Албании оставался немногочисленный контингент греческой армии.

Межвоенный период (1921–1939). 

Наладить политическое сотрудничество между представителями разных региональных, общественных и религиозных кругов, входившими в Прогрессивную и Народную партии, оказалось весьма нелегкой задачей. В Прогрессивной партии, отражавшей интересы консервативной части общества, тон задавали мусульманские землевладельцы и преобладала тенденция к установлению политического равновесия. Народная партия представляла разнородную коалицию среднего класса, прежде всего православных либералов во главе с Фаном Ноли (1882–1965), православным епископом Дурреса, получившим образование в Гарвардском университете, и националистически настроенных мусульманских чиновников и военных во главе с Ахметом Зогу (1895–1961), сыном вождя общины.

Ноли и Зогу входили в состав народного правительства, сформированного в декабре 1921. В начале 1922 Зогу разоружил племена в центре и на юге страны, подавил мятеж на севере и 2 декабря 1922 стал премьер-министром. Однако вскоре он вызвал недовольство либералов на юге страны, требовавших проведения земельной реформы, националистов на севере, выступавших против контроля сербов над областью Косово, а также местных вождей, ревниво охранявших традиционную автономию своих районов. Зогу потерпел поражение на выборах в январе 1924, подал в отставку в феврале, а в июне бежал за границу. Несмотря на сильное противодействие, Фан Ноли 16 июня сформировал правительство. У него были идеалистические планы провести модернизацию Албании путем таких реформ, как передача земли крестьянам и ликвидация протекционизма в административном и судебном аппаратах. В декабре 1924 при финансовой и военной помощи сербов экспедиционный корпус во главе с Зогу вторгся в Албанию. Ноли и его сторонникам пришлось бежать из страны.

Зогу упрочил свое положение, отправив в ссылку и арестовав основных своих оппонентов. 21 января 1925 Албания была провозглашена республикой, а 31 января 1925 Национальное собрание избрало Зогу президентом на семилетний срок. 7 марта была обнародована новая конституция страны, предоставившая президенту диктаторские полномочия. 1 сентября 1928 вновь избранное Учредительное собрание провозгласило Зогу королем албанцев под именем Зогу I. Монархическая конституция, принятая 1 декабря, расширила полномочия короля, в первую очередь в сфере внешней политики. Прямые выборы в законодательный орган следовало проводить раз в четыре года, но ввиду отсутствия альтернативных депутатов неизменно побеждали кандидаты от правительственного блока.

Придерживаясь авторитарных позиций, Зогу, как в недавнем прошлом и Фан Ноли, хотел осуществить модернизацию Албании. Он добился успехов в борьбе с бандитизмом и в искоренении традиций кровной мести, способствовал объединению разобщенных племен путем строительства дорог, больниц и школ, направлял студентов в европейские университеты, создал систему административного деления, ввел ответственность чиновников перед министерством внутренних дел и использовал европейские образцы при разработке кодексов уголовного, гражданского и торгового права.

Реформы требовали финансовой поддержки и технической помощи, которые Зогу получал из Италии. В 1925 итальянским компаниям были предоставлены права на разработку месторождений полезных ископаемых, а находившийся под итальянским контролем Национальный банк стал выпускать албанские деньги и исполнять функции казначейства. В Риме было учреждено Общество по экономическому развитию Албании, которое финансировало строительство дорог, мостов и других общественных объектов.

В 1926, после ослабления положения Зогу в результате мощного восстания на севере, Италия стала оказывать активное влияние на внешнюю политику Албании. 27 ноября 1926 в Тиране Италия и Албания подписали Договор о дружбе и безопасности, а спустя год Договор об оборонительном союзе сроком на 20 лет, после чего из Италии поступило вооружение и прибыли инструкторы для модернизации албанской армии, насчитывавшей в то время 8 тыс. человек. Тем не менее в 1932 Зогу отклонил предложение об установлении таможенного союза с Италией и выслал многих итальянских военных советников, а в 1933 закрыл итальянские школы. Маневры итальянских военных судов близ Дурреса в июне 1934 не помогли получить новые концессии в Албании, и, поскольку Италия вела войны в Эфиопии и Испании, Муссолини придерживался более примирительного курса в отношениях с Албанией вплоть до 1939.

В середине 1930-х годов на политическую арену вышло новое поколение, получившее образование на Западе. Эти люди надеялись преобразовать Албанию, положить конец коррупции и зависимости от Италии. После мощного восстания в октябре 1935 Зогу назначил либеральное правительство во главе с известным националистом Мехди Фрашери. В 1936 правительство было распущено.

Вторая мировая война и гражданская борьба в Албании (1939–1944). 

Курс на стабильное развитие, провозглашенный Зогу в 1925, был прерван в апреле 1939, после оккупации Албании Италией. Зогу отклонил требования о превращении Албании в итальянскую колонию и бежал в Грецию, а затем в Лондон. Албанская конституция была отменена, была организована местная фашистская партия, а албанская армия в 1940 была включена в состав итальянской. Сохранялось Народное собрание Албании, было сформировано и местное правительство. Оба этих органа подчинялись итальянскому вице-королю и его чиновникам.

Италия заручилась поддержкой части населения Албании, отстаивая ее притязания на некоторые районы Югославии и Греции. В октябре 1940 контингент албанских вспомогательных войск в составе 12 тыс. человек принял участие в кампании Италии против Греции. После захвата Югославии и Греции державами «Оси» в 1941 Албании были возвращены область Косово и некоторые районы западной Македонии, принадлежавшие Югославии, а также округ Чамерия в северо-западной Греции. Таким образом, заветные мечты албанских националистов претворились в жизнь. Между тем при поддержке Англии и СССР развернулось движение Сопротивления против марионеточных режимов на оккупированных территориях. Отдельные группы албанских коммунистов, подстрекаемые югославскими коммунистическими эмиссарами, 8 ноября 1941 основали свою партию, секретарем которой стал Энвер Ходжа (1908–1985), бывший учитель, получивший образование на Западе. Коммунисты организовали партизанские отряды, в первую очередь среди тоскских крестьян и интеллигенции. Летом 1942 они выступили против итальянцев. В сентябре 1944 националистические антиитальянские группы объединились с коммунистами и создали Национально-освободительный фронт, в котором доминирующие позиции заняли коммунисты. Соперничающая организация «Балы комбтар» («Национальный фронт») была образована в ноябре 1944. Она разработала ультранационалистическую прозападную программу, направленную против Зогу и включавшую требование вернуть Албании область Косово.

Британские офицеры связи, появившиеся в начале 1943, пытались наладить сотрудничество Национально-освободительного фронта, насчитывавшего 8–10 тыс. бойцов, с «Балы комбтар», предоставляя им оружие и оказывая финансовую поддержку. По мере распада итальянской армии немцы форсировали оккупацию городов и прибрежной равнины. Им удалось внести раскол в движение Сопротивления, взяв курс на передачу области Косово Албании, что привлекло на их сторону многих членов группы «Балы комбтар». Немцы практически не вмешивались в события, происходившие в горах. Заклеймив своих главных соперников как предателей, коммунисты совершили поход из тоскских земель на север. В мае 1944 они сформировали Антифашистский национально-освободительный совет, наделенный правами временного правительства во главе с Энвером Ходжей, реорганизовали армию (насчитывавшую 20 тыс. человек) и обратили оружие против своих соперников. Антикоммунистические фракции, которым недоставало сплоченности, целеустремленности, дисциплины и оружия, обратились за помощью к прогерманскому правительству в Тиране и тем самым окончательно себя дискредитировали. В октябре 1944 началось отступление немцев из Албании. 28 ноября 1944 коммунисты вошли в Тирану.

Албания в период коммунистического режима. 

Коммунисты пытались узаконить свое правление путем проведения 2 декабря 1945 выборов в Учредительное собрание. Контролируемый коммунистами Демократический фронт Албании, преемник Национально-освободительного фронта, получил 93% голосов избирателей. 11 января 1946 Народное (Учредительное) собрание провозгласило Албанию республикой, а 14 марта того же года приняло конституцию Народной Республики Албании (НРА). Правительство страны возглавил Энвер Ходжа.

29 апреля 1946 титоистская Югославия первой признала коммунистическое правительство, ее примеру 10 ноября последовал СССР. Великобритания и США готовились признать новое албанское правительство при условии участия в нем и оппозиционных политических партий. Однако этого не произошло, и миссии Великобритании и США были отозваны из Тираны. В августе 1946 Англия и США противодействовали принятию Албании в ООН, и только 15 декабря 1955 в результате соглашения между Востоком и Западом Албания стала членом этой организации. 22 октября 1946 два английских эсминца получили тяжелые повреждения от мин, незадолго до этого установленных в проливе Керкира. Хотя мины были заложены в албанских территориальных водах, этот пролив считался международным. Албания отклонила требования Англии о компенсации ущерба, а также решение Международного суда в Гааге о выплате Англии ок. 2,4 млн. долл. С конца 1946 Албания оказывала помощь греческим коммунистам, которые вели партизанскую войну в своей стране. Не было выполнено и требование Генеральной ассамблеи ООН 27 ноября 1948, чтобы Албания прекратила оказание такого рода помощи. В свою очередь, албанские власти возмущались притязаниями Греции на южные районы Албании.

В 1948 в Албании разразился серьезный внутренний конфликт. Для укрепления обороны страны и осуществления амбициозных планов индустриализации и модернизации требовалась финансовая и военная помощь. Эту функцию взяла на себя Югославия. Шесть экономических соглашений, заключенных в период с июля 1946 по июнь 1947, увенчались образованием смешанных компаний, прибытием югославских специалистов и военных советников и получением из Югославии оборудования и субсидий.

28 июня 1948 контролируемое СССР Информационное бюро коммунистических и рабочих партий обрушилось с грубыми нападками на Югославию. Албания немедленно расторгла экономические соглашения с этой страной и выслала югославских советников. В ответ Югославия в 1949 расторгла Договор о дружбе с Албанией. В ноябре 1950 дипломатические отношения между обеими странами были разорваны. Они были восстановлены только 21 декабря 1953. Энвер Ходжа и его сторонники также свели счеты с влиятельной проюгославской группировкой в Албанской партии труда (так с ноября 1948 стала называться партия коммунистов). Особым нападкам подвергся Кочи Дзодзе, главный соперник Ходжи, который был министром внутренних дел (т.е. возглавлял полицию), а также секретарем Центрального комитета партии. В 1948 Дзодзе был арестован как последователь Тито, а в 1949 казнен. Политические чистки происходили и в 1950–1952.

Югославское влияние сменилось советским: в 1949 37% бюджета Албании составляли поступления от СССР и его союзников. Несмотря на сложные экономические проблемы, Ходжа удерживал власть. В 1954 он уступил пост премьер-министра Мехмету Шеху, выходцу из военных кругов. После этого Ходжа остался первым секретарем Центрального комитета Албанской партии труда.

Смерть Сталина в 1953 и политика Н.С.Хрущева, направленная на улучшение отношений с Югославией, вынудили Ходжу резко изменить курс. Хотя в 1955–1956 сторонники Сталина утрачивали свои позиции в социалистических странах Европы и Тито требовал отстранения Ходжи, последнему удалось удержаться на своем посту, апеллируя, кроме всего прочего, к албанским националистам и призывая бороться с растущей угрозой югославского господства. В 1957–1959 значительно увеличилась экономическая помощь из КНР, а с октября 1959 албанская печать заняла четкую прокитайскую позицию. 24 июня 1960 албанская делегация на международной встрече представителей коммунистических и рабочих партий в Бухаресте выступила с осуждением примирительной политики СССР в отношении Запада. В довершение Ходжа выступил на международном Совещании представителей коммунистических и рабочих партий в Москве в ноябре 1960 с резким осуждением политики Хрущева.

Раскол между коммунистами Албании и СССР произошел на 22 съезде КПСС в октябре 1961, когда Хрущев предал гласности суть противоречий между обеими странами, а в декабре были разорваны дипломатические отношения Албании и СССР. В том же году этим воспользовались китайские коммунисты, которые предоставили Албании кредит на сумму 125 млн. долл. на развитие промышленности и направили в эту страну своих технических специалистов и советников.

С 1962 Албания прекратила участие в мероприятиях советского блока, в частности в работе СЭВ, но поддерживала на минимальном уровне дипломатические отношения с Югославией, а в 1963 восстановила в полном объеме отношения с Румынией. Албания прекратила торговлю с СССР, но значительная часть ее экспорта все еще направлялась в восточноевропейские социалистические страны. На долю Китая приходилась половина экспорта и 3/5 импорта Албании. За 17 лет Китай предоставил Албании помощь в размере 1,4 млрд. долл. Наметившееся впоследствии улучшение отношений КНР и США положило конец дружбе Албании с Китаем, а в 1978 прекратилась помощь со стороны Китая.

Албания поддерживала связи с Францией, но не имела никаких отношений с США и Англией. В 1971 были восстановлены дипломатические отношения с Грецией. В 1970-е годы в албанской столице стало увеличиваться число посольств западных стран.

Внутренняя политика Албании оставалась без изменений на протяжении более 10 лет после чисток 1960-х годов. В 1965 проявилось стремление к более эффективной децентрализованной системе управления. В 1974–1975 прокатилась волна репрессий в связи с якобы раскрытым прокитайским заговором. В 1980–1981 в течение непродолжительного времени наблюдалось улучшение отношений с Югославией, однако их охлаждению способствовали выступления албанских студентов против сербского господства в югославской области Косово. В декабре 1981 в албанской печати появилось сообщение о самоубийстве премьер-министра Мехмета Шеху, после чего последовало заявление Ходжи о том, что перед самоубийством Шеху разоблачили как югославского агента. В стране прошла очередная чистка: многие лица, связанные с Шеху и стремившиеся к улучшению отношений с Западом, были казнены.

В конце 1982 президентом страны стал избранный преемником Ходжи уроженец севера Рамиз Алия, после чего в небольшом объеме возобновилась помощь со стороны Китая.

Албания после Ходжи. 

Энвер Ходжа скончался 11 апреля 1985 через месяц после официального заявления, что Шеху действительно являлся югославским, американским и советским агентом, а потому был ликвидирован. Лидер АПТ Алия постепенно восстановил отношения с зарубежными странами (за исключением США и Великобритании). Был положен конец вражде с Грецией, которая с 1940 формально находилась в состоянии войны с Албанией. Было открыто железнодорожное сообщение с Югославией.

С января 1990 были разрешены рыночные отношения, обвиняемые получили право на защиту адвокатов. В июне, после того, как 5 тыс. албанцев укрылись в иностранных посольствах в Тиране, были разрешены выезд за границу и свободный выбор вероисповедания. Позже этим людям разрешили эмигрировать. В июле были восстановлены отношения с СССР.

Большие перемены произошли в декабре 1990. Продолжавшиеся в течение трех дней студенческие демонстрации, спровоцированные отключением тепло- и энергоснабжения в общежитиях Тиранского университета, были встречены репрессиями со стороны членов тайной полиции. Волнения усиливались, и Центральному комитету АПТ пришлось разрешить формирование новых политических партий. Оппозиция сконцентрировалась в Демократической партии (ДП), которую возглавили профессор экономики Грамоз Пашко и врач-кардиолог Сали Бериша, потребовавшие проведения всеобщих выборов в парламент.

31 марта 1991 в Албании прошли первые после 1923 открытые выборы. АПТ получила 169 из 250 мест в Народном собрании, а ДП – 75 мест. Алия был вновь назначен президентом,. Несмотря на большинство в Народном собрании членов АПТ (благодаря поддержке сельских жителей и лиц пожилого возраста), правительство в июне 1991, в разгар экономического и политического хаоса было вынуждено уйти в отставку. Эта отставка формально завершила почти 50-летнее правление коммунистов. Коалиционное «правительство национальной стабильности», возглавлявшееся членами АПТ и ДП и получившее поддержку трех небольших партий, пыталось разрешить назревшие проблемы, но эти попытки оказались безуспешными и в конце 1991 коалиция распалась. Тем временем АПТ была переименована в Социалистическую партию.

Борьба за демократию. 

На выборах в марте 1992 Демократическая партия одержала победу, получив 92 из 140 мест в парламенте, тогда как на долю социалистов пришлось 38 мест, а на долю небольших партий – оставшиеся 10 мест. Вскоре после этого президент Рамиз Алия ушел в отставку, а его пост занял лидер демократов Сали Бериша. Албанцы возлагали большие надежды на то, что страна встанет на путь демократии и экономического подъема, однако их ждало разочарование. Вместо долгожданного благополучия многие жители страны утратили свои сбережения, вложенные в финансовые пирамиды. Одновременно, когда правительство Бериши попыталось применить методы принуждения, обострилась политическая нестабильность. Таким образом, вместо обещанной демократии правительство вернулось к жестокой диктаторской тактике, характерной для прежнего коммунистического режима. Были проведены аресты бывших коммунистов, включая Алию, которых судили за допущенные в прошлом преступления. Возникшие в стране проблемы пытались свалить на иностранных заговорщиков. Осуществлялся строгий контроль над средствами массовой информации и деятельностью оппозиционеров. Достижения Бериши раздувались и приукрашивались. Наконец, итоги выборов 1996 были сфальсифицированы с целью удержать власть. В 1997 Бериша под давлением внутренних и внешних сил был вынужден объявить о новых выборах, и Демократическая партия набрала на них всего 26% голосов, получив 29 мест в Народном собрании. Победу одержали социалисты, получившие 53% голосов и 99 мест. Завоевав большинство в Народном собрании, социалисты выдвинули свои кандидатуры на высшие посты исполнительной власти: премьер-министром стал Фатос Нано, а президентом – Реджеп Мейдани.

По иронии судьбы социалистам, т.е. бывшим коммунистам, пришлось выводить страну на путь демократии и свободного рынка. Это оказалось очень трудной задачей. Нано и его Социалистическая партия должны были вернуть доверие народа, решить финансовые проблемы, возродить экономику, восстановить закон и порядок и принять новую конституцию. Были проведены широкомасштабные чистки чиновников и судей, уличенных в коррупции. Однако после первых успехов социалисты во главе с Нано, столкнувшись с бесконечными проблемами, вернулись к прежним методам управления. Новому правительству не удалось сдержать нараставшую волну преступности; оно оказалось беспомощным перед падением производства и стремительной инфляцией.

Ко всем этим бедам добавился переход к насильственным действиям: в конце 1997 депутат Народного собрания от Социалистической партии во время политической дискуссии застрелил депутата-демократа, а в сентябре 1998 демократы отплатили тем же, убив высокопоставленного чиновника-социалиста. К этому времени обе партии оказались в состоянии войны, а страна была расколота: на севере укрепились демократы во главе с Беришей, а на юге – социалисты во главе с Нано. В разгар этого противостояния Нано ушел с поста премьер-министра, ему на смену пришел Пандели Майко. Восстановление законности стало нелегкой задачей для Майко и Мейдани, которым пришлось прокладывать путь к демократическому развитию страны. В конце 1998 положение в Албании оставалось неустойчивым.

Уход из властных стуктур Бериши, а затем и Нано ознаменовал конец эры «демократического романтизма» с присущими ему установками на ускоренное внедрение рынка. На пороге 21 в. страна столкнулась с системным кризисом и трудностями на пути к интеграции в современное мировое сообщество. До сих Албания является аграрно-индустриальной страной, в которой на долю промышленности приходится ок. 12% национального дохода, а сельского хозяйства – 56%. Весной 1999 в стране усугубились хаос и коррупция. Под прикрытием лозунга о наступлении «эры демократии» фактически произошел переход от тоталитаризма к авторитаризму и анархически понятому либеральному государству. На референдуме 22 ноября 1998 был решен вопрос о необходимости принятия новой конституции («по европейским нормам, но с учетом албанской специфики»), в пользу которого высказались 92% участников (в референдуме приняли участие немногим более половины всех избирателей). В социальной сфере начал осуществляться переход от сельского образа жизни к городскому (с неотлаженной инфраструктурой), а в культуре только намечаются первые признаки отхода от изоляционизма.

Ориентация на Запад (в конце 1998 за вхождение в НАТО выступали 40 партий страны) сопровождается осложнением отношений с соседними странами. В таких условиях агрессия НАТО против Югославии послужила катализатором обострения внутренних проблем. В середине апреля 1999 произошел разрыв дипломатических отношений с Югославией. В страну хлынул поток беженцев из Косова. Размещение беженцев на юге Албании привело к ущемлению прав живущих там греков. Обострились также отношения с Грецией, Македонией и рядом других государств.

Судьба Албании во многом зависит от результатов решения косовской проблемы, которые будут иметь немаловажное значение для ее политической и экономической стабилизации и налаживания внешнеэкономических связей.

 

<вверх>

 Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей