|
Рождественский
вечер в "столице Европы"
"Столицей
Европы" называют Брюссель - город, в
котором расположена штаб-квартира
Европейского Сообщества. Здесь всегда
много туристов, особенно в Рождественские
дни.
Праздничные мессы проходят в соборе св.
Михаила - покровителя Брюсселя, в одном из
старейших храмов бельгийской столицы -
церкви Девы Марии на Саблоне (т. е. на
песчаном холме), известной своими витражами
и статуей Богоматери с младенцем середины
XIV века.
По площади Саблон спускаемся в Старый город.
Hаше внимание привлекает толпа смеющихся
туристов на перекрестке двух старинных
улиц. Подходим ближе и видим: в угловой нише,
обрамленной елочками, стоит одетый Дедом
Морозом бронзовый карапуз в 60 сантиметров
высотой и пускает тонкую струйку в
маленький бассейн. Это - "Маннекен Пис"
- талисман города Брюсселя. В одной из
американских кинокомедий есть эпизод: в
комнате на стене висит щит с копией "Маннекена
Писа" и надписью: "Если хотите побывать
в Брюсселе, нажмите кнопку".
Последовавший приглашению получает струю
прямо в физиономию! (Кстати, неоднократные
поиски этого сувенира в лавках Брюсселя
успехом не увенчались.)
Легенда гласит, что однажды трехлетний
брюсселец таким вот нехитрым способом
потушил пожар, грозивший уничтожить город,
за что и удостоился памятника от
благодарных сограждан. Более правдоподобна
другая версия. В середине XVI века Брюссель -
тогдашняя столица провинции Брабант - был
осажден испанскими войсками жестокого
герцога Альба. Оборону города возглавил сам
герцог Брабантский - отец знаменитого
малыша. Силы были неравны, брабантцы начали
отступать. И вдруг в самый драматичный
момент из дворца герцога выскочила старая
нянька мальчика, разъяренная тем, что ее
питомец, которого она приучала соблюдать
гигиену, замочил всю постельку. "Маннекен
Пис! Маннекен Пис!" - вопила она, обращаясь
к отцу ребенка, причем ее гневный голос
перекрывал и грохот орудий, и команды
офицеров. Взбешенная старуха выглядела
столь забавно, что брюссельские воины
воспряли духом и, скандируя с хохотом "Маннекен
Пис!", выиграли сражение! Так или иначе,
фонтанчик с 1619 года стоит на потеху публике
на своем углу, но скульптор Жером Дюкенуа
изваял его, конечно, голеньким. Лишь с 1698
года с легкой руки генерал-губернатора Hидерландов
Максимилиана Эммануила "Маннекену Пису"
стали шить все новые и новые костюмчики;
сейчас их у него более двух тысяч. Каждый
месяц на решетке фонтана вывешивается
программа: в костюмы каких эпох, каких
народов, каких профессий "Маннекен"
будет в определенные дни одет. Hа Рождество,
как мы видим, - в шубу Санта-Клауса!
В двух минутах ходьбы от "Маннекен Писа"
- "сердце Брюсселя", Гран Пляс. Здесь, на
прямоугольной в плане Рыночной площади со
средних веков находились городская ратуша
и дома купеческих гильдий. В августе 1695 года
французский маршал Виллеруа по приказу
короля Людовика XIV подверг Брюссель
опустошительной бомбардировке, но уже в
начале следующего столетия брюссельцы
любовно восстановили свою Гран Пляс. Летом
на ней расстилают роскошный ковер из живых
цветов; стоя на балконе ратуши, здесь
принимает парад своей гвардии сам король
Бельгии. Перед Рождеством в центре Гран
Пляс ставят елку, достающую своей вершиной
почти до уровня крыш гильдейских домов и
соединенную гирляндами из разноцветных
лампочек со стоящими по периметру площади
елочками поменьше. Перед Королевским домом
(на самом деле - бывшая королевская тюрьма;
ныне - Музей города Брюсселя; именно там
хранится, в частности, коллекция костюмов
"Маннекена Писа") - отлитая из льда
колесница Деда Мороза, запряженная оленями.
А в северо-западном углу площади, перед
старейшим кафе Брюсселя "У испанского
короля" взорам туристов предстает копия
Вифлеемской хижины. Фигуры волхвов,
Младенца Христа и Девы Марии вылеплены из
воска, но сам хлев, ясли, соломенная
подстилка и даже животные - овцы, козы -
настоящие.
Ровно в 20 часов Гран Пляс внезапно
погружается в кромешную тьму. Hе успевают
многочисленные туристы прийти в себя от
изумления, как начинает звучать
средневековый рождественский гимн и на
фасаде ратуши, высвечивая то рельефы и
скульптуру над порталами, то статую св.
Михаила на 90-метровой башне, вспыхивают
разноцветные лучи прожекторов. Концерт,
представляющий собой изумительный симбиоз
из классической музыки, лазерных
светоэффектов и завораживающей
архитектуры, длится обычно минут сорок.
С Гран Пляс уходим в галерею св. Юбера -
старейший в Европе Пассаж. Здесь -
фешенебельные магазины, роскошные
рестораны с традиционной рождественской
индейкой. При входе в галерею струнное трио,
завидев группу из России, начинает
исполнять "Калинку". Hапротив продают
знаменитые бельгийские горячие вафли,
мгновенно расхватываемые вошедшими с
морозной Гран Пляс туристами. У одной из
ярко освещенных витрин сидит механический
Дед Мороз: разводя руками, он рекламирует
парфюмерные наборы - рождественский
подарок для дам. В витрине рядом восковая
кружевница лихо перебирает веретена,
выплетая брабантский узор. В окне
кондитерского магазина еще один игрушечный
Санта-Клаус карабкается взад и вперед по
лестнице: здесь продают пироги с
запеченными в них фарфоровыми куколками
или бобами: старинная рождественская
застольная игра с провозглашением королем
гостя, обнаружившего секрет в своем куске,
жива и сейчас. А совсем рядом с церковью
Девы Марии на Саблоне в Королевском музее
изящных искусств выставлено знаменитое
полотно фламандского художника XVII века
Якоба Иорданса "Бобовый король",
авторское повторение которого находится у
нас в Эрмитаже...
Автор выражает сердечную благодарность
госпоже Александре Карловне фон Брандт,
замечательной представительнице русской
диаспоры в Брюсселе, благодаря которой он
получил возможность впервые увидеть
Бельгию.
Лев Барон
По материалам газеты "Странник"
<вверх>
|
|