Виртуальная
  Европа

Болгария

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - Болгария История

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

Демократический подъем

В 1988–1989 в Болгарии развернулась широкая политическая дискуссия. Среди первых диссидентских объединений наиболее заметными были Комитет по экологической защите «Русе», Независимое общество по защите прав человека, клуб в поддержку гласности и перестройки «Экогласность» и профсоюз «Подкрепа». Активно выступали против властей и этнические турки. После массовых демонстраций в турецких районах весной 1989 правительство открыло границу с Турцией, и в течение двух месяцев ок. 300 тыс. турок покинули Болгарию, причем некоторые из них – против своей воли.

Общественное недовольство накалилось до предела после ареста 20 членов «Экогласности» в октябре 1989, а также после демонстрации, проведенной по инициативе этой организации перед зданием Народного собрания в начале ноября. С этой акцией выступили 4 тыс. человек, требовавшие обратить внимание на состояние окружающей среды. Партийные функционеры, почувствовав угрозу для существующего режима, 10 ноября 1989 сместили Живкова с постов генерального секретаря ЦК БКП и председателя государственного совета.

После отставки Живкова политическая активность населения резко возросла. Премьер-министр коммунистического правительства Андрей Луканов и председатель госсовета Петр Младенов, заменивший на этом посту Живкова, предприняли ряд шагов, направленных на демократизацию политической системы. Наиболее важными среди них были признание возможности официальной регистрации политических партий и организаций с явными антикоммунистическими платформами; ликвидация первичных организаций БКП на предприятиях; привлечение к судебной ответственности Живкова и некоторых видных функционеров БКП; первые шаги по деполитизации армии и сил безопасности; исключение из конституции статьи 1, гарантировавшей БКП ведущее положение в обществе и государстве. Этническим меньшинствам было разрешено восстановить через суд свои мусульманские фамилии.

В апреле 1990 БКП была переименована в Болгарскую социалистическую партию (БСП). 10 и 17 июня 1990 состоялись первые выборы в Великое народное собрание, которое должно было выполнять функции парламента и конституционного собрания. БСП получила 211 из 400 мест, а Союз демократических сил (СДС) – 144 места. Остальные места в парламенте заняли представители БЗНС (бывшей марионетки БКП) и Движения за права и свободы (ДПС), которое представляло интересы турецкого меньшинства. Великое народное собрание было уполномочено принять новую конституцию. Оно начало свою работу 10 июля 1990, через четыре дня после отставки председателя госсовета Младенова, который при Живкове занимал пост министра иностранных дел. 1 августа 1990 президентом Болгарии был избран Желю Желев, лидер СДС. В ноябре в ответ на массовые демонстрации и четырехдневную всеобщую забастовку правительство Луканова ушло в отставку. Независимый кандидат Димитр Попов с трудом сформировал из членов БСП и СДС коалиционное правительство.

12 июля 1991 была принята новая конституция. После ряда отсрочек 13 октября 1991 были проведены выборы в новое Народное собрание Болгарии. Сторонники СДС получили 110 из 240 мест, БСП – 106, Движение за права и свободы – 24 места. Филип Димитров, который стал председателем СДС в декабре 1990, был назначен премьер-министром. В январе 1992 Желю Желев победил в первых прямых президентских выборах, проведенных в соответствии с новой конституцией.

При правительстве Ф.Димитрова коалиция партий, входивших в СДС, стала распадаться. Хотя все партии выступали против коммунизма, они имели разные взгляды на темпы и конечные цели политического и экономического перехода. Отношения между президентом и правительством оставались напряженными. В октябре 1992 правительство Ф.Димитрова утратило вотум доверия в парламенте. БСП удалось получить политическую поддержку со стороны многих болгар, которые испытывали экономический и психологический дискомфорт. Хотя многие экономические проблемы своими корнями уходили к тем временам, когда во главе государства стояла коммунистическая партия, БСП смогла убедить большую часть электората в том, что за все насущные проблемы несет ответственность СДС.

30 декабря 1992 Народное собрание Болгарии утвердило правительство во главе с Любеном Беровым, профессиональным экономистом, который обещал продолжить процесс экономических и политических реформ. Однако правительство столкнулось с обструкцией со стороны парламента и внутрипартийными разногласиями. Болгария страдала из-за отсутствия правовых норм, некомпетентного управления экономикой и роста организованной преступности. Многие бывшие партийные руководители сохранили контроль над важными отраслями промышленности.

Правительство Берова продержалось до начала 1994, когда было заменено временным правительством. Последнее, в свою очередь, в январе 1995 уступило место правительству БСП во главе с Жаном Виденовым. Новое правительство не могло и не хотело продолжать курс экономических и политических реформ.

Между тем один из лидеров СДС, Иван Костов, стал добиваться проведения радикальных внутренних реформ. На состоявшихся осенью 1996 выборах в местные органы власти были продемонстрированы согласованные действия многих партий, входивших в СДС.

В начале 1996 экономика Болгарии находилась в состоянии застоя. Страну охватил банковский кризис, ощущалась нехватка зерна, бастовали шахтеры. На этом фоне странно выглядела кандидатура в президенты малоизвестного адвоката Петра Стоянова, выдвинутая СДС. Несмотря на настойчивые предложения Желева примириться с СДС, многие фракции по-прежнему не соглашались с его действиями, которые способствовали приостановлению деятельности сформированного в 1991–1992 правительства. Тем не менее Желеву удалось выдвинуть свою кандидатуру на пост президента от БЗНС, а позже договориться с СДС, ДПС и левыми аграриями о теоретической возможности быть избранным на второй срок. На состоявшихся в июне 1996 президентских выборах внушительную победу одержал П.Стоянов, получивший 65,74% голосов.

С приближением срока президентских выборов стали проявляться признаки политической конфронтации между президентом и парламентом. Желев использовал право вето при рассмотрении многих законопроектов. Экономическая ситуация все больше осложнялась. Приватизация затянулась, а инфляция вновь стала расти. По-прежнему не хватало зерна из-за медленных темпов деколлективизации и вследствие его экспорта, организованного по тайному сговору государственных чиновников и новых бизнесменов.

На проходивших в два тура (29 октября и 3 ноября 1996) президентских выборах Стоянов одержал уверенную победу, получив 59,96% голосов. Руководство СДС интерпретировало эту победу как всенародный мандат (хотя в выборах приняли участие 2 млн. человек, т.е. всего 60% избирателей) на проведение реформ и сразу же объявило о необходимости досрочных парламентских выборов. С приближением зимы из-за дефицита продовольствия и топлива возросло недовольство экономической политикой правительства БСП, которое во главе со своим лидером Ж.Виденовым в декабре вынуждено было уйти в отставку. Хотя БСП пыталась сформировать новое правительство, досрочные парламентские выборы пришлось назначить на апрель 1997. В конце декабря 1996 социалисты избрали нового партийного лидера – 39-летнего Георгия Пырванова.

19 апреля 1997 на выборах в Народное собрание (НС) 38-го созыва, в которых приняло участие 3,82 млн. избирателей (ок. 56% общей численности электората), большинство голосов получил блок Объединение демократических сил (ОДС), в который входили СДС, БЗНС и Демократическая партия. За него проголосовали 52,5% избирателей (ОДС получил в парламенте 137 мандатов, СДС – 69). Второй оказалась БСП, которую поддержали 22,1% участников голосования. Далее следовали: Объединение за национальное спасение – 7,5%, партия «Евролевица» – 5,6% и БББ – 5,3% голосов. Остальные 30 политических партий и движений, принявших участие в выборах, не смогли преодолеть четырехпроцентный барьер и не прошли в НС. 21 мая НС утвердило И.Костова, лидера СДС, на пост главы нового правительства. С целью стабилизации экономики правительство сразу же заключило соглашения с международными финансовыми организациями.

21 октября 1997 был принят закон о люстрации, который усилил линию на «полную декоммунизацию страны», ранее провозглашенную президентом. В ходе его осуществления ок. 50 тыс. бывших членов БКП были лишены работы по политическим мотивам. В связи с этим председатель БСП Георгий Пырванов призвал к организации антидекоммунизационного движения, которое поддержали и партии других ориентаций.

При Стоянове и Костове Болгария сделала крупные шаги в направлении политических и экономических преобразований. Реализация программы приватизации пошла значительно более быстрыми темпами. Страна стремится к интеграции со странами Европы. Заключен ряд соглашений с Европейским союзом. Болгария – член программы НАТО «Партнерство во имя мира».

Однако в 21 век Болгария входит с непрекращающимися экономическими трудностями (при относительной финансовой стабилизации), столкновениями внутри парламента по поводу отношения к военному вмешательству стран НАТО в Югославии, а также нестабильными отношениями с Россией.

 

 

<вверх>

 Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей