Виртуальная
  Европа

Хорватия

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - Хорватия История

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

«Первая» и «вторая» Югославия. 

В конце 1914 – начале 1915 несколько сербских, хорватских и словенских политических лидеров, которые находились в эмиграции или были вынуждены бежать в Италию после начала войны (среди них далматинцы Супило и Трумбич), сформировали Югославянский комитет. Он действовал в основном из Лондона и финансировался из США за счет пожертвований эмигрантов. Его главной целью стало содействие созданию единого федеративного государства югославян; комитет возглавлял хорват Анте Трумбич. Важным событием стало подписание весной 1915 тайного Лондонского соглашения, согласно которому державы Антанты обещали содействовать созданию югославской федерации. В 1917 комитет достиг соглашения с сербским правительством в эмиграции Николы Пашича о совместной подготовке выхода сербов, хорватов и словенцев из Австро-Венгрии и создания политического союза с Сербией в форме конституционной монархии под властью династии Карагеоргиевичей. Этим планам суждено было осуществиться только в результате распада Австро-Венгрии в октябре 1918. Хорватский сабор порвал связи с Австрией и Венгрией, передав все полномочия координационному совету словенцев, сербов и хорватов, который отвечал за достижение соглашения с Сербией.

Надежды совета рухнули из-за сербских военных успехов, крестьянского восстания и итальянского вторжения на территорию Далмации. В панике совет принял решение о немедленном объединении – без гарантий соблюдения хорватских интересов. 5–6 октября в Загребе было образовано народное вече, в которое вошли депутаты саборов Хорватии, Боснии и Герцеговины, выборных органов самоуправления Словении, Истрии и Далмации. Решение о поддержке вече приняли руководители социал-демократов Хорватии, Славонии и Словении; несколько позднее в состав вече вошла хорватско-сербская коалиция. 29 октября вече провозгласило создание Государства словенцев, хорватов и сербов (СХС) на «этнографической территории этих народов», которое просуществовало с 29 октября по 1 декабря 1918. 24 ноября народное вече в Загребе приняло решение об объединении Государства словенцев, хорватов и сербов с Королевством Сербии. 1 декабря 1918 делегация народного вече Загреба вручила в Белграде принцу-регенту Александру (1888–1934) обращение об объединении. Александр официально провозгласил образование Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). В новом государстве были проведены первые существенные земельные реформы: в Далмации была отменена система колоната, прикреплявшая крестьян к земле, и в Славонии произошел раздел крупных землевладений между крестьянами.

В 1921 конституционным собранием была определена структура нового государства. Вопреки возражениям большинства несербов была принята централистская конституция. После введения всеобщего избирательного права для мужчин Хорватская крестьянская партия, которая была основана в 1904 братьями Анте (1868–1919) и Степаном (1871–1928) Радичами, отказалась поддерживать новую конституцию, выдвинув лозунг хорватской крестьянской республики в возможном союзе с другими южными славянами. Партия подвергалась преследованиям и в 1925 была запрещена, а заключенный в тюрьму С.Радич согласился признать монархию и конституцию и войти в коалицию с правящей Радикальной партией Сербии, в которой преобладали сербы. Коалиция вскоре распалась, с 1927 Радич возобновил свои выступления против сербской гегемонии. На бурном заседании парламента в 1928 его смертельно ранил сербский депутат Пуниш Рачич, застреливший и двух других хорватских депутатов.

Король Александр использовал это убийство в качестве предлога для запрещения всех политических партий и для преследования своих противников, в первую очередь Хорватской крестьянской партии и коммунистов. Он переименовал страну в Королевство Югославия и выдвинул принцип национального единства в качестве государственной идеологии. Но во время своего визита во Францию в 1934 Александр (вместе с министром иностранных дел Франции Жаном Луи Барту) был убит террористом, действовавшим по поручению Внутренней македонской революционной организации (ВМРО) и хорватских усташей Анте Павелича (1889–1959) при тайной поддержке правительств Италии и Венгрии.

Правительство регента князя Павла стремилось найти общий язык с хорватской оппозицией. Эта попытка не удалась при премьер-министре Милане Стоядиновиче, но была возобновлена после его отставки в 1939. В августе 1939 князь Павел достиг соглашения с Владко Мачеком, лидером Хорватской крестьянской партии. Условия, на которых создавалась автономная область, названная бановиной Хорватия, не удовлетворили ни экстремистски настроенных хорватов, ни сербов, однако заложили основу для послевоенного федерализма.

В годы Второй мировой войны Германия оккупировала Югославию и превратила Хорватию (вместе с Боснией и Герцеговиной) в сателлита Италии и Германии. Для физического уничтожения сербов, евреев и цыган усташи Павелича во время войны создали несколько концентрационных лагерей, в том числе печально известный лагерь в Ясеноваце. Военные формирования «Независимого хорватского государства» участвовали в агрессии фашистской Германии против СССР в основном на южных фронтах. Жесткая политика Павелича и уступка им Италии большей части Далмации вызвали массовое движение сопротивления, которым руководила компартия во главе с Иосипом Броз Тито. На территориях, освобожденных в результате партизанских акций еще в 1941, формировались местные органы власти, а в 1943 в городе Платвице было создано Земельское (краевое) антифашистское вече народного освобождения Хорватии, реорганизованное в июле 1945 в Народный сабор Хорватии. Тито вынашивал план коммунистической революции. Ключевым моментом его программы была идея федерализма, в соответствии с которой Хорватии предлагалось партнерство с пятью другими вновь создаваемыми республиками Югославии.

Эта программа в значительной мере способствовала последующей победе коммунистов. Режим Тито имел более слабые позиции в Сербии, поэтому, будучи уже президентом Югославии, Тито вынужден был отказаться от возражений против лидирующей роли сербов в государственном устройстве, которые высказывал во время войны. В целом он сделал упор на централизм и югославское единство, при этом преобладание сербов становилось все более явным в армии и службе безопасности, а доля хорватов была относительно большей в Союзе коммунистов Югославии (например, сербы, в 1957 составлявшие 54,5% от всего населения страны, были представлены 41,7% членами в СКЮ, а хорваты – 19% и 23,5%; в 1971 доля сербов соответственно составляла 49,4% и 44,7%, а хорватов – 17,4% и 22,9%; в 1998 – сербов 44,2% и 38,4%, хорватов – 12,6% и 20%).

После 1962 Тито признал опасность сползания к довоенной системе сербского доминирования и санкционировал курс на дальнейшую децентрализацию. Однако начало 1960-х годов ознаменовалось оживлением националистических движений в стране, в первую очередь в Хорватии. В частности, звучали требования ликвидировать языковой союз с сербами, увеличить представительство хорватов в офицерском корпусе армии, уменьшить удельный вес отчислений в федеральный бюджет. Хорватия оказалась одной из первых республик ФНРЮ, установившей экономические отношения с Западом.

В 1966 Тито отстранил от власти руководителя МВД Югославии серба Александра Ранковича и провел чистку в политической полиции. В результате либеральным хорватским коммунистам удалось провести ряд политических реформ, похожих на реформы, начатые в Чехословакии А.Дубчеком.

В 1968 прошли демонстрации студентов в Загребе, носившие националистический характер, а местные политики дистанцировались от решений общеюгославских проблем. Провозглашался лозунг «хорватской весны», наступление которой связывалось с большей независимостью республики и культурным возрождением.

Реакция Сербии была враждебной, и встревоженный Тито сместил в декабре 1971 со своих постов лидеров хорватских коммунистов. В ходе чистки «хорватских националистов» несколько тысяч человек были арестованы или подверглись преследованиям. После этого почти на два десятилетия воцарилась так называемая «хорватская тишина». После смерти Тито централизм стал ослабевать, а в рамках Союза коммунистов Югославии и республиканских структурах начали усиливаться сепаратистские тенденции. Экономические кризисы 1980-х годов побудили руководителей республик СФРЮ искать выход на пути децентрализации и сепаратизма. Данная тенденция углубилась во второй половине 1980-х годов под воздействием событий в Польше и СССР.

В конце 1980-х годов в связи с ростом национализма в рядах Союза коммунистов Сербии хорватские коммунисты поняли, что мотивы отказа от хорватского национализма потеряли под собой почву. Беспокойство хорватов вызывала и политика лидера Сербии С.Милошевича. Они начали выступать с требованиями легализации политических партий и проведения свободных выборов. 14 февраля 1990 Сабор Хорватии принял поправки к конституции, узаконившие многопартийную систему. На прошедших в два тура в апреле и мае 1990 первых многопартийных парламентских выборах коммунисты уступили власть Хорватскому демократическому содружеству (ХДС), получившему 41,5% голосов и две трети мест в парламенте (ХДС оставалась правящей партией вплоть до 1999). Президентом Хорватии был избран председатель ХДС Франьо Туджман, бывший генерал в коммунистической Югославии.

В то же время после выборов в Сабор в рамках провозгласившего независимость хорватского государства резко обострились этнические противоречия. 25 июля 1990 съезд сербов Хорватии принял Декларацию о суверенитете и автономии сербского народа. Были сформированы представительный орган – Сербский сабор и правительство – Сербское национальное вече. В декабре 1990 была принята новая конституция Хорватии, согласно которой сербы были отнесены к национальному меньшинству. В стране вводилась государственная символика периода Второй мировой войны, напоминавшая сербам о кровавых временах власти усташей. В знак протеста 21 декабря 1990 в городе Книн сербы провозгласили создание Сербской автономной области Краина (САОК), приняли ее устав и отказались войти в состав Хорватии. Эти решения были поддержаны Сербией.

Попытки Туджмана договориться с Сербией оказались безуспешными. Милошевич отклонил предложение Хорватии о новом соглашении между югославскими республиками на том основании, что оно возможно только в случае изменения границ между республиками. Это означало бы уступку Сербии тех хорватских районов, где проживало значительное по численности сербское население. Однако Хорватия не отказалась от части своей территории, после чего в стране вспыхнуло восстание сербского меньшинства. 1 апреля Исполнительный совет Национального веча САОК принял решение о присоединении Краины к Республике Сербии и о введении на территории Краины законов Сербии и конституции Югославии. Проведенный 12 мая референдум утвердил это решение подавляющим большинством голосов.

Независимая Хорватия

19 мая 1991 в Хорватии прошел плебисцит по вопросу о суверенном и независимом государстве. За независимость было подано подавляющее большинство голосов (91,7%). В голосовании не принимали участие жители Краины. Независимость Хорватии была провозглашена 25 июня 1991. 8 сентября 1991 Сабор Хорватии принял решение о полном разрыве с СФРЮ. Немногим позднее в Хорватии началась гражданская война между хорватами и краинскими сербами, которая продолжалась до 1995. С августа 1991 вооруженные столкновения между хорватами и сербами переросли в войну хорватской армии с силами Югославской народной армии (ЮНА).

5 декабря 1991 Сабор Славонии принял решение об отзыве своего представителя в СФРЮ Стипе Месича, занимавшего пост председателя президиума СФРЮ. 19 декабря 1991 сербы провозгласили создание своего государства – Республики Сербская Краина (РСК), не признанного, однако, мировым сообществом. В состав республики помимо Краины вошли также Западная Славония и Восточная Славония.

В период гражданской войны ЮНА предприняла бомбардировки многих городов Хорватии, в результате которых Осиек, Винковци, Карловац, Задар и Дубровник были в значительной степени разрушены, а Вуковар – полностью уничтожен. Лишь в начале 1992 военные действия были прекращены; к этому моменту примерно треть территории Хорватии (Краина и Восточная Славония) находились под контролем сербских войск. В марте 1992 в Хорватию был введен и размещен в основном в буферных зонах 14-тысячный контингент миротворческих сил ООН.

В мае 1992 Хорватия была принята в члены ООН.

В августе 1992 в независимой Хорватии состоялись первые (досрочные) выборы в Палату представителей, на которых две трети мест получила партия Хорватское демократическое содружество. Палата жупаний была избрана в феврале 1993. На проходивших в августе 1992 первых в Хорватии прямых президентских выборах Туджман, получивший 56,7% голосов избирателей, был переизбран на пост президента.

Вслед за выводом частей ЮНА с территории Хорватии началась эскалация войны в Боснии и Герцеговине, где сербские войска стали осуществлять захват территорий и «этнические чистки». В 1993 хорватские милиционеры в Боснии при военной поддержке правительства повернули оружие против боснийского правительства, представлявшего разные национальные слои населения. 3 июля 1993 они создали сепаратистское государство, которое назвали «Герцег-Босна». Тем временем Туджман и Милошевич стали сотрудничать с «посредниками» Европейского союза и ООН с целью навязать расчленение Боснии и Герцеговины, а затем аннексировать районы, которые их вооруженные силы захватили и «этнически очистили». Сговор сопровождался непрекращающимися военными действиями и эпизодами интенсивной перестрелки на оккупированной Сербией территории Хорватии. К концу 1993 Туджман потребовал вывести миротворческие войска ООН из этих районов, так как они отказались предпринимать какие-либо действия против нарушения сербами условий прекращения огня.

Весной 1994 под дипломатическим нажимом США Хорватия выступила гарантом соглашения о прекращении огня между хорватами и мусульманами Боснии и Герцеговины. Это соглашение предусматривало ликвидацию «Герцег-Босны». Однако в условиях явной враждебности между мусульманами и хорватами после военных действий 1993–1994 соглашение не было выполнено и осталось лишь на бумаге.

В 1994–1995 нарастало недовольство правительства Хорватии миротворческими усилиями ООН. В мае 1995 хорватская армия захватила часть удерживаемой сербами территории, и после активных боевых действий в начале августа 1995 территория Краины была возвращена в состав Хорватии. Военные действия сопровождались изгнанием подавляющего большинства сербов из Хорватии на территорию Боснии и Герцеговины и СРЮ. В общей сложности к концу 1990-х годов страну покинули ок. 500 тыс. сербов.

В декабре 1995 Хорватия приняла участие в подписании Дейтонских соглашений по Боснии и Герцеговине. Военные победы Хорватии над сербами на хорватской территории, а также участие в авиационных налетах НАТО в августе-сентябре 1995 приблизили окончание военных действий.

На выборах в Палату представителей Сабора Хорватии, состоявшихся 29 октября 1995, больше половины мест (75) получило Хорватское демократическое содружество, Хорватская социально-либеральная партия была представлена 12 депутатами, СДП – 10, ХКП – 10 депутатами. В Палате жупаний ХДС имела 41 депутатский мандат, ХКП – 9, ХСЛП – 7. В начале ноября 1995 было сформировано однопартийное правительство на базе ХДС, главой которого стал бывший министр экономики Златко Матеша.

В апреле 1997 состоялись первые региональные и муниципальные выборы на всей территории Хорватии (включая Восточную Славонию), на которых победу одержало ХДС, получившее большинство голосов в 40% жупаний.

В январе 1998 Восточная Славония (последний анклав Хорватии, контролировавшийся сербами) была возвращена под хорватскую юрисдикцию. В то же время курс на продолжение поддержки боснийских хорватов после подписания Дейтонских соглашений вызывал споры. Хорватия все больше внимания стала уделять реструктуризации экономики и приватизации, а с 1998 боснийские хорваты дистанцировались от правительства в Загребе.

В 1997 укрепились позиции 75-летнего Ф.Туджмана и его партии ХДС. На парламентских выборах (в Палату жупаний) 13 апреля 1997 ХДС обеспечила себе 41 место из 68, Хорватская крестьянская партия получила 9 мандатов, Хорватская социально-либеральная партия – 7, Социал-демократическая партия – 4, «Истарский демократический сабор» – 2. В соответствии с Конституцией президент Туджман своим указом назначил еще пять депутатов в Сабор, в том числе двух – из населенных сербами областей Восточная Славония, Баранья и Западный Срем.

15 июня 1997 на президентских выборах, ставших вторыми в истории независимой Хорватии, победу вновь одержал Туджман (61,4% голосов); кандидат от СДП Здравко Томач получил ок. 22% голосов, а Владо Готовач (ХСЛП) – 17,6%.

14 декабря 1998 Туджман призвал к единению армии и народа, осудив вмешательство США и Европейского суда во внутренние дела Хорватии. Он заявил о необходимости сократить число проживающих в стране сербов, а также лиц, считающих себя югославами (соответственно 12 и 9% всего населения). 17–18 декабря 1918 Туджман посетил с официальным визитом Москву, где были подписаны Декларация о дружбе между Хорватией и Россией, а также соглашение о военном сотрудничестве (в 1995 армию Хорватии помогали реформировать военные специалисты из США).

В ходе событий в Косове Туджман и правящие круги страны выразили понимание причин вмешательства НАТО, однако многие хорваты сдержанно относились к военным действиям альянса – даже с учетом антисербских настроений. 21 мая 1999 Туджман выступил с собственным планом урегулирования кризиса, указывая на огромные убытки в связи с войной, однако эта инициатива не получила поддержки со стороны США. В то же время официальный Загреб установил дружественные отношения с Черногорией.

Ситуация в стране кардинально изменилась после смерти Туджмана 10 декабря 1999. На состоявшихся 3 января 2000 парламентских выборах победу одержала коалиция Социал-демократической партии и Хорватской социально-либеральной партии – 47,3% голосов (71 место). ХДС («партия Туджмана») получило всего 30,6% голосов (46 мест); вторая проправительственная коалиция – Хорватская крестьянская партия, «Истарский демократический сабор», Хорватская народная партия и Либеральная партия – 16% голосов (24 мандата). Правящее в стране на протяжении 9 лет ХДС проиграло в 10 из 11 избирательных округов (11-й округ зарезервирован за хорватами, проживающими за рубежом). Тем самым два оппозиционных блока получили в парламенте страны подавляющий перевес, но все же меньше квалифицированного большинства в 2/3 голосов. 27 января премьер-министром страны стал социал-демократ Ивица Рачан (представитель СДП, р. 1944).

Глава правительства с 2000 – представитель СДП Ивица Рачан.

Первый тур президентских выборов, в которых приняли участие 9 кандидатов, состоялись 24 января 2000. Большинство голосов в первом туре получили Стипе Месич (кандидат от ХНП; 41,1% голосов) и Дражен Будиша (кандидат от ХСЛП–СДП; 27,7%). 7 февраля 2000 победителем во втором туре стал С.Месич, получивший немногим более 56% голосов избирателей.

Лето 2001 характеризовалось политическим кризисом, возникшим в результате противостояния в парламенте по вопросу о выдаче Гаагскому трибуналу хорватских генералов. Им были предъявлены обвинения в связи с этническими чистками 1995, когда во время боев за Сербскую Краину из страны бежали 150 тыс. сербов, сотни граждан были убиты. Премьер-министр Рачан согласился с выдачей генералов, хотя это могло привести к падению его кабинета в связи с возникшей угрозой выхода из правящей коалиции социальных либералов (они категорически выступали против экстрадиции). Президент С.Месич поддержал выдачу, полагая, что это будет способствовать «возвращению Хорватии в Европу».

С 2000 Хорватия начала переговоры об ассоциированном членстве в ЕС, демонстрирует готовность расширять отношения с Россией. Прогресс в обоих направлениях связывается с решением проблемы национальных меньшинств, и в первую очередь сербского, а также с достижением экономической стабильности.

 

<вверх>

Города

Загреб

 


 Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей