Виртуальная
  Европа

Дания

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - ДанияИстория

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

Девятнадцатый век. 

Участие Дании в союзе вооруженного нейтралитета и ее отказ от присоединения к антинаполеоновской коалиции побудили англичан в 1801 к бомбардировке порта Копенгагена, часть датского флота была уничтожена. Антагонизм в отношениях с Англией нарастал, и в 1807 Дания оказалась втянутой в войну на стороне Наполеона, особенно после того, как англичане в 1807 совершили еще одно нападение на Копенгаген и уничтожили много датских судов. Позже, в 1813, Фредерику VI (1808–1839) пришлось выдержать нападение Северной армии союзников под командованием шведского наследного принца Карла Юхана, которого поддерживали русские, англичане и пруссаки. По Кильскому миру, заключенному 14 января 1814, Дания отказалась от Норвегии в пользу Швеции. В конце эпохи наполеоновских войн страна столкнулась с серьезными экономическими трудностями.

В 1820-х годах восстановление экономики было завершено, но в в стране сохранялась абсолютная монархия. То был период «золотого векома» датской литературы, когда творили такие писатели, как Н.Ф.С.Грундтвиг, Сёрен Киркегор, Ханс Кристиан Андерсен, Йенс Баггесен, Адам Эленшлегер и др. С 1814 в Дании было введено всеобщее начальное образование. В 1830-х годах поднялась волна немецкого национализма в подвластных датскому королю северогерманских герцогствах Шлезвиг и Гольштейн, что рикошетом произвело сходую реакцию у датчан. Вслед за этим последовали кампания по очищению датского языка и расширению сети школ. Учитывая опыт либеральных революций 1830-х годов в других странах Европы, датские короли легализовали совещательные провинциальные собрания, а после революции 1848, вызвавшей сильное брожение в самой Дании, Фредерик VII (1848–1863) отменил абсолютизм и согласился ввести конституционное правление. 5 июня 1849 он подписал новую конституцию, которая учреждала двухпалатный законодательный орган (Ригсдаг), учитывавший волеизъявление народа. Попытки ввести датские законы в Шлезвиге привели к восстанию немецкого населения не только этого герцогства, но и Гольштейна. Вспыхнула трехлетняя война (1848–1850), в которой Пруссия выступила на стороне мятежников. В итоге был принят протокол 1852, по которому признавался суверенитет Дании над обоими герцогствами, но с оговоркой, что Дания не будет пытаться препятствовать связям Шлезвига с Гольштейном и не присоединит Шлезвиг к Дании.

Вопрос о статусе обоих герцогств оставался открытым в течение 11 лет, но, когда Кристиан IХ (1863–1906) снова попытался ввести датские законы в Шлезвиге, Пруссия и Австрия объявили Дании войну. Датская армия не могла противостоять силам коалиции германских государств, которую возглавлял Бисмарк, и датско-германская война 1864 завершилась быстрой победой Пруссии и Австрии. Дания была вынуждена подписать Венский договор 30 октября 1864, согласно которому Шлезвиг передавался Пруссии, а Гольштейн – Австрии.

Потеря обоих герцогств, которые вскоре были включены в состав Германской империи, устранила основной источник нестабильности и позволила сосредоточить внимание на внутренних делах самой Дании. В стране развернулось строительство железных дорог и промышленных предприятий. Сельское хозяйство страны испытало бурный подъем благодаря внедрению достижений науки и передовых технологий. Значительные сдвиги произошли в политической жизни. Несколько десятилетий более демократическая нижняя палата – Ландстинг – пыталась добиться того, чтобы король назначал правительство, ответственное перед парламентом. Этот вопрос был разрешен положительно в 1901. В Дании сформировалась многопартийная система, постепенно было введено социальное законодательство, усовершенствована избирательная система. Широко распространилось кооперативное движение. К началу 20 в. Дания стала одной из самых передовых стран Европы.

Во время шестилетнего правления Фредерика VIII (1906–1912) укрепилась парламентская демократия. В 1915 при короле Кристиане Х (1912–1947) была введена новая конституция, которая предоставила избирательные права женщинам, расширила контингент избирателей в основном путем снижения минимального возрастного ценза и устранила особые привилегии имущих классов.

Двадцатый век. 

Во время Первой мировой войны Дания придерживалась политики нейтралитета. Набравшая силу в 1920-е годы Социал-демократическая партия Дании пришла к власти в 1932. При социал-демократах Дания стала современным государством всеобщего благоденствия. В начале Второй мировой войны, после подписания 31 мая 1939 пакта о ненападении с Германией сроком на 10 лет, Дания снова провозгласила нейтралитет. Однако 9 апреля 1940 германские войска без предупреждения вошли в Данию. Датский торговый флот перешел в руки Союзников и использовался в военных операциях против Германии. В оккупированной Дании коалиционное правительство под руководством социал-демократа Стаунинга пыталось сохранить управление внутренними делами, но в результате роста антигерманских настроений и движения Сопротивления, стихийных волнений, забастовок и саботажа летом 1943 сотрудничество датского правительства с оккупационными войсками было прервано. После освобождения страны в мае 1945 бывшие политические деятели и руководители движения Сопротивления сформировали коалиционное правительство, действовавшее вплоть до выборов, назначенных на октябрь 1945. В послевоенный период главной задачей было восстановление экономики. Здесь большую роль сыграла помощь в размере 350 млн. долл., полученная в 1948–1953 из США по плану Маршалла. Торговле Дании с другими странами Северной Европы и Великобританией способствовало вступление страны в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), созданную в 1960.

Главным политическим событием послевоенного периода стало принятие в 1953 новой конституции, в соответствии с которой право наследования престола предоставлялось как мужчинам, так и женщинам, был узаконен однопалатный парламент (Фолькетинг) и повышалась роль местных органов самоуправления.

Дания вступила в ООН. Ради сохранения хороших отношений с Западной Германией была подписана Кильская декларация 1955, гарантировавшая защиту прав датского меньшинства в южном Шлезвиге. Однако наиболее значительным событием во внешней политике Дании было решение отойти от давних традиций нейтралитета и присоединиться в 1949 к Организации северо-атлантического договора (НАТО). Вместе с тем Дания поддерживала политику сотрудничества со скандинавскими странами и участвовала организации Северного совета в 1952.

Переговоры о вступлении Дании в ЕЭС, начались в 1961, были приостановлены в 1963 и возобновлены в 1969. Договор о принятии Дании в ЕЭС был подписан в 1972 и после его одобрения датчанами на всенародном референдуме вступил в силу с 1 января 1973. Сторонники участия Дании в ЕЭС (с 1 ноября 1993 переименованном в Европейский союз – ЕС), включая профсоюзных лидеров, а также промышленников, надеялись, что это позволит расширить экспорт, стимулировать развитие промышленности и сократить дефицит торгового баланса.

Развитие мировой торговли и рост благосостояния европейских стран способствовали подъему датской экономики за 15 «золотых лет» (1958–1973). В связи с присоединением Дании к ЕАСТ резко возрос объем торговли со скандинавскими странами. Историческая дилемма выхода на английский и германский рынки была разрешена еще в 1973 путем вступления в ЕЭС. К сожалению, спад мировой экономики после нефтяного кризиса 1973–1974 имел тяжелые последствия и для Дании, где обострились проблемы инфляции, возрос дефицит торгового баланса и появилась безработица, почти искорененная с конца 1960-х годов.

Экономический кризис грозил изменить статус Дании как государства всеобщего благоденствия. Хотя основы социальной политики были заложены еще до Второй мировой войны, только в период послевоенного процветания стали ощутимо сказываться ее несомненные преимущества для среднего класса и малосостоятельных слоев населения. Социальные программы производили должный эффект лишь при сохранении определенных темпов роста экономики, минимального уровня безработицы и согласии граждан платить очень высокие налоги (причем ни одно из этих условий не является приоритетным). На выборах 1973 партии, поддерживавшие курс на достижение всеобщего благосостояния, потерпели сокрушительное поражение. Особенно пострадали социал-демократы (потерявшие более четверти голосов избирателей) и консерваторы. Партия прогресса, основанная адвокатом, специалистом по налогам, а впоследствии убежденным противником налогов Могенсом Глиструпом, вышла победителем, но из-за крайней радикальности положений своей программы оказалась изолированной от других партий. Несколько радикальных левых партий выдвинули столь же неприемлемые программы, а новые центристские партии еще более затруднили создание коалиции. В результате в стране осуществлялись лишь отдельные реформы, пока в 1983 не пришла к власти более сильная коалиция несоциалистических партий – консервативной Народной (НКП) и либеральной Венстре. Премьер-министром стал Поуль Шлютер (НКП), а министром иностранных дел – Уффе Эллеманн-Йенсен (Венстре).

Вначале новое правительство, опиравшееся и на центристские партии, осторожно провело ряд экономических и социальных реформ. Самые важные реформы были направлены на снижение инфляции путем отказа от повышения заработной платы и ее индексирования в зависимости от стоимости жизни, а также путем замораживания большей части государственных расходов и числа рабочих мест. В условиях улучшения экономического положения в 1984–1986 упрочилась поддержка политики правительства, но ограничительные меры предпринимались и после 1986. Только в 1993 начался значительный экономический рост, хотя безработица по-прежнему оставалась на высоком уровне.

Внешняя политика правительства Шлютера была довольно противоречивой. Лидеры коалиционных сил придерживались антинатовской пацифистской и антиядерной политики и скептически относились к военному противостоянию в Центральной Европе. Участие Дании в европейской интеграции вызывало разногласия, особенно после того, как в 1985 были выдвинуты предложения по реформированию европейского рынка. Поддержка этих мероприятий населением на референдуме 1986 стимулировала значительные изменения в экономике страны: возросли иностранные капиталовложения, расширились контакты со странами ЕЭС, участились случаи слияния фирм. Участие в НАТО и политика безопасности оказались в центре внимания во время кампании по проведению внеочередных парламентских выборов в 1988. В результате была подтверждена необходимость членства Дании в НАТО.

Окончание холодной войны и крах коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989–1991 повлияли на внешнеполитический курс Дании. Новый подход проявился в очень скромном участии в войне в Персидском заливе (1990–1991), активной поддержке независимых стран Балтии и быстрой интеграции бывших стран социалистического лагеря в ЕЭС. Маастрихтский договор сначала не получил поддержки в Дании на референдуме в июне 1992, но затем при повторном голосовании в мае 1993 был одобрен (с определенными оговорками). После прихода к власти коалиционного правительства во главе с социал-демократом Поулем Нюруп-Расмуссеном Дания направила значительные воинские соединения в миротворческие контингенты на Балканах.

Внезапная отставка правительства Шлютера в 1993 из-за т.н. тамильского дела привела к изменениям в составе населения страны. В 1994, несмотря на формальное прекращение иммиграции, доля неевропейского населения составляла уже 2,2% населения. Возросло число беженцев, особенно из Югославии, стран Ближнего Востока и Южной Азии. Попытки министра юстиции Эрика Нинн-Хансена воспрепятствовать воссоединению тамилов (беженцев из Шри-Ланки в результате этнического конфликта) со своими семьями, уже живущими в Дании, вызвали грандиозный скандал. Предпринятые этим министром административные меры были признаны незаконными, а попытки Нинн-Хансена скрыть их от запросов в парламенте привели к отставке кабинета Шлютера, а Нинн-Хансен предстал перед судом и был осужден. В январе 1993 социал-демократы под руководством П.Нюруп-Расмуссена создали левоцентристскую коалицию – первое коалиционное правительство большинства с 1971.

На парламентских выборах в сентябре 1994 социал-демократов поддержало гораздо меньшее число избирателей, а один из их партнеров по коалиции, Христианская народная партия, не получил ни одного места в Фолькетинге. Нюруп-Расмуссен реорганизовал коалицию и сформировал правительство меньшинства, которое удержалось у власти до выборов в марте 1998. После этих выборов он создал коалицию социал-демократов и радикалов, располагавшую всего 70 местами в Фолькетинге. Правительство продолжило свою работу в прежнем составе, проведя лишь перераспределение министерских портфелей.

 

<вверх>

 Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей