|
Авиньон
Место,
где сегодня раскинулся Авиньон, обитаемо с
древних времен. За шесть веков до Рождества
Христова финикийцы соорудили здесь речной
порт, который затем усовершенствовали
римляне, которые назвали это поселение
Авенио. В истории города не происходило
каких-либо значительных событий вплоть до
начала XIV века, но в 1309 году в Авиньоне
обосновался Папский двор. Этот период в
истории называется Авиньонское пленение
Пап, который продлился до 1377 года. В
Авиньоне пребывало семь Пап-французов, во
время правления которых был построен и
укреплен исполинский замок, ставший их
резиденцией, а город был окружен бастионами.
Вплоть
до Французской революции Авиньон остается
под управлением папского легата: в этот по-настоящему
счастливый для города период в нем строятся
церкви, монументы, особняки. В его спокойную
жизнь вмешивается только одно большое
событие - чума 1721 года, оставившая в живых
лишь четвертую часть горожан.
Папский
дворец, строившийся в течение почти 30 лет, в
период правления трех Пап (Бенедикта XII,
Климента VI и Иннокентия VII) - один из самых
больших феодальных замков Европы: его
площадь более 15 тысяч квадратных метров.
Внешне Папский дворец представляет собой
настоящую крепость: высоченные стены, кое-где
прореженные маленькими узкими оконцами,
мощные стрельчатые арки, придающие массиву
здания определенную ритмичность, широкие
бойницы, все это делало замок практически
неприступным для неприятеля. Интерьер,
напротив, типично дворцовый: настенные
украшения, фрески, шпалеры. Архитекторы,
возглавлявшие строительство дворца, были
французы - мастера Пьер Пуазон и Жан де Лувр,
а художники, занимавшиеся отделкой замка -
итальянцы: Симоне Мартини, Джованни Лука и
Маттео Джованнетти.
Архитектурный
комплекс Папского дворца сформирован двумя
зданиями: так называемый Старый дворец,
построенный Бенедиктом XII в 1334 - 1342 годах, и
Новый дворец, сооруженный при Клименте VI в
1342 - 1352 годах. Последний Папа и завершил
работы. Во времена Французской революции
замку нанесли тяжелейший ущерб: мебель была
разломана или вывезена, статуи
скульптурное убранство преданы огню.
Превращенный в казарму, в 1810 году замок
пережил еще одно несчастье: многие фрески
были сняты и по частям распроданы.
А
теперь заглянем внутрь Папского дворца. Зал
Консистории - этот огромный зал (34 х 50 метров)
на самом деле состоит из двух совмещенных
больших залов. Консистория во времена
пленения Пап была высшим советом и
верховным трибуналом западного
христианства. В этом зале с величайшей
роскошью и большой помпой Папа созывал
кардиналов, входивших сюда через небольшую
дверь в южной стене. Здесь принимали
государей и послов; здесь Папа провозглашал
имена избранных в Священную коллегию; здесь
проходил процесс канонизации Бригитты
Шведской. Стены зала, сегодня завешенные
прекрасными гобеленами и парадными
портретами авиньонских Пап, раньше были
покрыты фресками Маттео Джованнетти, но, к
несчастью, пожар 1413 года разрушил все крыло
Консистории, не пощадив чудесные фрески.
 Расположенная
на втором этаже башни Сен-Жан маленькая
молельня обязана своим названием "капелла
Св. Марциала" циклу фресок Маттео
Джованнетти, представляющих житие Св.
Марциала, небесного патрона Лиможа. Выбор
сюжета был без сомнения связан с тем фактом,
что Папа Климент VI, при котором работал
итальянский художник, был уроженцем Лиможа.
Эти фрески, написанные в 1344 - 1345 годах,
начинаются на своде, переходя потом на
стены, вначале в верхний регистр, затем - в
нижний. Каждая из них снабжена латинской
надписью с соответствующим описанием.
Большой
зал аудиенций, созданный в 1345 году, разделен
на два нефа рядом из пяти составных пилонов,
переходящих в нервюры стрельчатых сводов. В
одном отсеке свода на голубом фоне,
расцвеченном золотыми звездами, выделяются
двадцать фигур Пророков и других
персонажей Ветхого Завета, которые Маттео
Джованнетти выполнил в 1352 - 1353 годах. Каждая
фигура изображена со свитком, на котором
цитируются соответствующие места Библии.
Опочивальня
Папы представляет из себя большую
квадратную комнату с камином в углу и двумя
окнами. Вполне вероятно, что Климент XI, едва
став владельцем этого помещения, сменил
настенный декор своего предшественника.
Теперь стены комнаты пышно украшены
богатой живописью.
Продолжение
<вверх>
|
|