Виртуальная
  Европа

Великобритания

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - Великобритания - Статьи

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

Руками - трогать!

Видели ли вы когда-нибудь макет битвы при Ватерлоо, исполненный в масштабе один к тридцати? А скелет любимого коня Наполеона? Неужели нет? Тогда вы просто обязаны посетить Национальный музей Армии в Челси. Когда будете в Лондоне, естественно. В музее тысячи уникальных и просто забавных экспонатов, которых больше нигде не найти. А уж познакомиться с историей британского солдата, если вам это интересно, удастся только там. К тому же этой зимой в музее открылась новая выставка "Викторианские солдаты: 1816-1914 годы". Из экспозиции можно узнать все - или почти все - о бойцах некогда самой могущественной армии мира: как они ели, что пили, во что одевались, из чего стреляли. И главное - все бесплатно. За вход в Музей Армии с детей и взрослых не берут и пенса. 

Посетителям-новичкам всегда трудно бывает решить, куда податься: то ли в зал истории дроби и пороха, то ли в зал англо-бурской войны (как вы понимаете, этими залами музей не исчерпывается). Обветшавшие экспонаты регулярно подновляются, а тот самый давний скелет наполеоновского коня, грозящий рассыпаться в любое мгновенье, постоянно подклеивается и подкрашивается.

Но не один наполеоновский конь завлекает в музей массу посетителей. Один из тех залов, где посетители задерживаются дольше всего - зал восковых фигур. Здесь воспроизведены исторические сражения и памятные миру события, кажущиеся, будучи запечатлены в воске, не более чем боевыми сценками: газовая атака у Ипра, взятие в плен африканского вождя в южном Судане, работа санитарных военврачей в Бирме... 

Все фигуры выполнены в натуральную величину и наряжены в соответствующие мундиры. Атмосфера боя, дабы впечатление было адекватным, поддерживается звуками военных маршей, грохотом взрывов, стонами раненых, записанными на магнитофонную ленту. 

Поглядев на эти веселенькие сценки, посетители могут перейти в другой зал и там выяснить наконец, из чего, начиная с XV века, стреляли по врагам британские солдаты. Часть уникальных экспонатов скрыта за стеклянными витринами. Но следуя главному принципу всех технических музеев Британии - "посетитель должен трогать экспонаты руками", половина образцов стрелкового оружия находится в открытом доступе. Их разрешается щупать и вертеть в руках. Подробно ознакомиться с устройством запала на средневековой аркебузе или механизмом замка кремневого ружья. А то и со спецификой затвора первых армейских пулеметов. Ко всем экспонатам прилагается детальная инструкция - как вы догадались, по-английски. Если же и этого будет мало, на помощь немедленно придет гид - отставной военный. Других гидов в армейском музее не держат. 

Кроме коллекции оружия, музей владеет собранием британской униформы и военного обмундирования других стран. Это для тех, кому небезразлично, чем лампас отличается от позумента, а галун от нашивки и аксельбанта. Следуя тому же лозунгу, военные мундиры англичане разрешают не только щупать, но даже примерить - чтобы затем сфотографироваться в музейном фотоателье. Правда, уже не бесплатно. 

Выбор формы в Музее Армии широк. Есть, например, мундир шотландского стрелка времен Крымской войны или униформа полковника британской колониальной армии начала XIX столетия. К нарядам прилагается и вооружение того времени. В руки посетителям его дают незаряженным. 

Соблюдая традицию полной достоверности, оружие наверняка бы зарядили. Да нечем. Старинного пороха в кладовых музея нет, а современный - бездымный - гладкоствольным кремневым ружьям не подходит.

Анатолий Сафронов

По материалам газеты "Иностpанец"

 

<вверх>

 Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей