Авиньонское
пленение пап - вынужденное пребывание
римских пап в Авиньоне (Южная Франция) в
период между 1309 и 1378 гг. Авиньонский период
в истории папства приходится на
понтификат пап: Климента V (1305-1316 гг.),
Иоанна XXII (1316-1334гг.), Бенедикта XII (1334-1342 гг.),
Климента VI (1342-1352 гг.), Иннокентия VI (1352-1362 гг.),
Урбана V (1362-1370 гг.), Григория XI (1370-1378 гг.).
После
смерти папы Бонифация VIII и двухлетнего
междуцарствия, на папский престол заочно
был избран архиепископ Бордо, папа Климент
V, как и все последующие авиньонские папы -
француз по национальности. Вначале он
отложил свою поездку в Рим из-за
переговоров с Филиппом Красивым, затем
последовала подготовка к Вьеннскому
собору 1311-1312 гг. После этого германский
король Генрих VII вторгся в Италию. Таким
образом, за все время своего понтификата
Климент V ни разу не выехал в Италию.
Неблагоприятная
политическая и социальная обстановка в
Италии, мятежи в Папском государстве и
антипапские выступления в самом Риме,
возглавлявшиеся крупнейшими
аристократическими семействами, в интриги
которых папы были также вовлечены;
зависимость от поддержки Франции;
удобство положения новой резиденции, - все
это почти 70 лет удерживало пап в Авиньоне.
Со
временем папы обосновались в огромном
укрепленном дворце за городскими стенами,
окружив себя роскошью и имея великолепный
двор. Роскошная жизнь папы за Альпами была
предметом постоянного злословия.
Современники, среди них Петрарка и св.
Екатерина Сиенская, резко критиковали
авиньонских пап. Образ папства за эти годы
сильно изменился, оно утратило свой
безусловный авторитет и никогда более не
восстановило его полностью. Петрарка
называл авиньонское папство “вавилонским
пленом”. В последующие века о папском
Авиньоне говорили как о городе, совершенно
лишенном духовности.
Несмотря
на то, что оставление Рима ни в какой
степени не могло быть оправданным для
римского первосвященника, переезд в
Авиньон, однако, имел много и
положительных результатов для папства. Он
освободил пап от сильного давления
различных партий итальянской
аристократии, само местоположение города -
ближе к центрам Европы - сократило для
четырех пятых христианского мира поездки
на папский суд на 5 недель. Кроме того,
Авиньон - новая папская резиденция -
находился в центре Европы, истощенной
Столетней войной, обезлюдевшей и
потрясенной эпидемиями, особенно “черной
смертью” - это также положительно влияло
на религиозную ситуацию в Европе.
Большинство
авиньонских пап предпринимали серьезные
попытки реформ как в курии, так и в Церкви в
целом. Они создали тщательно
разработанные, самые современные и
эффективные в ту эпоху, гибкие
административный аппарат и финансовую
систему, которые превосходили все, что
было в европейских государствах.
Административные реформы, проведенные
папой Иннокентием XXII, были длительными, но
результативными. Дипломатические и
финансовые вопросы решались Палатой, где
работали управляющие делами и Казначей.
Многочисленные отделы Канцелярии
занимались перепиской между курией и
церквами во всем мире. Постоянные
заседания проводил Верховный Суд,
образованный Климентом V; он представлял
собой консисторию, в которую входили
кардиналы и папа. Она действовала в
качестве апелляционного суда для всей
Церкви. Реорганизация папских трибуналов
ускорила процесс судопроизводства.
Авиньонский период характеризовался
большим, чем ранее, размахом миссионерской
деятельности, и большей дипломатической
активностью.
За
70 лет пребывания пап в Авиньоне в
европейском обществе произошли важнейшие
изменения, прежде всего укрепилась власть
светских правителей, как следствие, уже не
нуждавшихся в папской санкции на власть. В
период понтификата Иоанна XXII начался
долгий спор папства с Людовиком Баварским,
претендовавшим на императорский трон.
Спор завершился лишь в 1356, когда сын
Людовика, Карл IV издал “Золотую буллу”. В
булле имя папы не было названо, более того -
папа вообще не был в ней упомянут - эпоха
безусловного авторитета папской власти в
Европе закончилась.
В
последние годы пребывания в Авиньоне папы
начали усиливать свои позиции в Италии. В
немалой степени успехи папства связаны с
деятельностью кардинала Эгидия
Альборноца и папы Урбана V, давшего
Папскому государству конституцию, которая
действовала до недавнего времени.
Возврат
папской резиденции в Рим произошел в 1377 в
понтификат Григория XI.