Пиза
Пиза
в средние века была соперницей Генуи в
борьбе за торговые пути в Средиземном море.
О "золотом веке" республике говорят
здания соборного комплекса на Площади
Чудес (Пьяцца деи Мираколи). Этот соборный
ансамбль не имеет себе равных в мире. Три
здания из сверкающего белого мрамора
расположены в центре города, на изумрудно-зеленой,
безукоризненно ухоженной поляне. В центре
возвышается собор Санта Мария Маджоре,
знаменитый своими размерами; на западе от
него находится красивый баптистерий, а
слева возвышается известная колокольня,
вошедшая в историю искусства под названием
"падающая башня".
Архитектурный
ансамбль, состоящий из собора, баптистерия
и башни, строился почти 300 лет. Он отличается
удивительным единством стиля, несмотря на
ясно выраженную индивидуальность каждого
компонента. Они объединены повторяющимися
рядами арочной галереи и скругленными
сверху окнами. Собор по праву является
доминантой ансамбля; башня и баптистерий
призваны дополнять, но не заслонять его.
Возведение
собора началось в 1080-х годах во главе с
архитектором Бускето. К этому времени город
превратился в школу мастерства для
художников и строителей, которые
съезжались в Пизу со всей Италии с целью
усовершенствовать свое искусство. Поэтому
талантливых мастеров для реализации
проекта было достаточно. Строительство
продвигалось быстро, и к 1150 году корпус
собора был завершен.
 В
основе собора - популярная в Древнем Риме
базилика. В восточной части имеется
полукруглая апсида. Подобными апсидами
заканчиваются трехнефные трансепты, а
алтарная часть и центральный неф имеют с
каждой стороны по два боковых нефа.
Западный фасад представляет собой главный
акцент в наружном облике собора. Над тремя
порталами поднимаются четыре яруса
аркатурных галерей. Западный фасад
симметричностью напоминает греческие
храмы. Однако рельефы бронзовых врат на
религиозные сюжеты и скульптура "Богоматерь
с младенцем" у самой башни нейтрализуют
языческие параллели.
 Темнота
интерьера контрастирует со сверкающей
белизной собора снаружи. Простые колонны с
резными капителями поднимаются к аркаде, в
которой объединены пять соседних арок из
камня контрастирующих цветов. Стены нефа
благодаря кладке в виде горизонтальных
полос разноцветного мрамора кажутся
лишенными тяжести. К подобному приему часто
прибегали тосканские мастера. Деревянное
перекрытие нефа расположено довольно низко,
и это создает в храме полумрак, смягчая
холодность камня.
Кафедра
Собора работы Джованни Пизано - шедевр
пизанской скульптуры XIV века. Рельефы с
эпизодами из Нового Завета, Детства и
Страстей Христа, Страшного Суда были
выполнены в 1302-1310 годах. Композиции
отделены друг от друга фигурами Пророков и
Сивилл.
К
концу XIII века наполовину построенная
кампанила начала крениться. К этому моменту
были возведены четыре яруса, и
соответственно верхние ярусы и звонница
были поставлены со смещением по отношению к
нижним ярусам с целью скомпенсировать крен.
Но башня стала крениться в другом
направлении, и все планы ее укрепления до
сих пор не дали положительного результата.
Башня
высотой 54 метра и диаметром около 15 метров
имеет фундамент, заглубленный всего на 10
метров. Она была начата в 1173 году и
закончена 200 лет спустя. Круглая кампанила,
завершенная звонницей, имеет семь ярусов,
нижний из которых декорирован аркатурно -
колончатым поясом с глухими арками,
остальные опоясаны ажурной аркадой на
изящных колоннах.
 Изящное
круглое здание баптистерия диаметром 35
метров датируется 1150-ми годами. Самый
нижний из трех ярусов украшен простой
декоративной аркатурой. Узкие окна
расположены довольно высоко над землей.
Средний ярус окружен поясом ажурной аркады,
напоминающей аркаду "падающей башни" и
состоящей из сдвоенных арок, обрамленных
стрельчатой резной аркой. Верхний ярус с
небольшими окнами и такими же стрельчатыми
арками крайне прост. Все сооружение
увенчано бледно-красным куполом.
Площадь
Рыцарей (Пьяцца дей Кавальери) имеет форму
неправильного многоугольника; в центре ее
возвышается статуя Козимо I Медичи, которую
в конце XVI века изваял Пьетро Франкавилла.
Позади памятника расположен Палаццо дей
Кавальери. Перед элегантным трехэтажным
фасадом с двух сторон идут наклонные
мраморные лестницы, сходящиеся в центре. В
наши дни здесь размещается престижная
Высшая школа, основанная Наполеоном в 1810
году.
Продолжение
<вверх>
|