Виртуальная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Латвия |
| Замки | Мозаика | История | Национальная кухня | Статьи | |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Home - Латвия - Замки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дворец Бирона в Елгаве Это самый грандиозный барочный дворец в Прибалтике. Строился Ф. Б. Растрелли почти одновременно с Рундальским дворцом (1738-1740; 1764-1772) как резиденция Э. И. Бирона в столице Курляндского герцогства (на месте разобранного средневекового орденского замка и старого герцогского дворца). Дворец размещен на равнинном острове между рекой Лиелупе и ее протоками. В отделке фасадов использованы заготовленные для герцогского дворца в Рундале чугунные литые капители колонн, фестоны, маски и пр. Интерьеры, декорированные в 1768-1772гг. скульптором И. М. Граффом, живописцами Ф. X. Баризьеном, А. д' Анджелли и другими, полностью погибли во время многочисленных пожаров, разрушений и перестроек здания. После последнего разрушения в 1944 г. дворец в 1956-1964 гг. был восстановлен: фасады реставрированы, сохранена архитектурная композиция вестибюлей и больших галерей, а также система размещения главных помещений.
Дворцово-парковый комплекс в Рундале - наиболее совершенный барочный ансамбль в Латвии. Был осуществлен по проекту и под руководством Ф. Б. Растрелли для курляндского герцога Э. И. Бирона на месте замка 1-й половины XVI в. Подобно Версалю, служебные постройки внешнего двора, курдонер, дворец, французский и охотничий парки нанизаны на единую ось композиции. По проекту эта ось имела длину ок. 3-х км, а над въездом в курдонер предусматривалась трехъярусная надвратная башня. В 1736-1740 гг. был выстроен дворец, завершена отделка части его интерьеров и разбит парк. Затем из-за отставки и ссылки Бирона работы были прекращены и возобновлены лишь в 1764 г., после возвращения в Курляндию герцога, затем и Растрелли. Задуманное ранее убранство фасадов и надвратная башня осуществлены не были; отделка парадных комнат была исполнена в стиле позднего рококо, в ней отразились наивысшие достижения этого искусства. Для регулярной планировки дворца (наружный размер 86 х 100 м) характерны пространственно разветвленные вестибюли, расположение парадных лестниц вдали от центрального входа, рационализм группировки помещений второго этажа: в правом крыле - анфилада приемных залов, в левом - апартаменты герцогини и придворных, в центре - покои герцога, где спальня явилась «точкой», куда сходятся все оси ансамбля. Из 138 комнат и залов четвертая часть сохранила первоначальный декор, поражающий богатством художественных приемов, разнообразием лепных стукковых деталей, ярким колоритом живописных плафонов. Наиболее значительные декоративные работы проводились в 1765-1767 гг. и были исполнены берлинским скульптором и «мрамористом» И. М. Граффом и итальянскими живописцами Ф. Мартини и К. Цукки. Особенно выразительны Золотой, или Аудиенц-зал - грандиозный и многокрасочный (отделан синим и розовым искусственным мрамором, позолотой, лепниной), в роскошном убранстве которого важную роль играет огромный живописный плафон (поверхность 220 м2), изображающий многофигурную аллегорию благодетелей государя, а также Танцевальный, или Белый, зал, примечательный изяществом и многообразием рокайльного стуккового декора и большим числом рельефных пасторалей - аллегорий охоты, сельского хозяйства, музыки и других видов искусства. В конце 1760-х гг. на границе внешнего двора было создано парадное обрамление главного въезда: симметрично от оси дворца возведены два одноэтажных подковообразных в плане служебных здания (конюшня и каретный сарай), а промежуток между ними оформлен в виде пропилеев (вероятно, по замыслу Растрелли осуществлены архитектором С. Ензенсом). Дворец пострадал во время войн в 1812 г. и в 1915 г. и от ремонтных работ XIX в. Первая частичная реставрация дворца проводилась в 1870-е гг. и в 1930-е гг. С 1972 г. ведется комплексная научная реставрация дворца, служебных построек и парка, превращенных в музей-памятник.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей |