|
Праздник Сан Блас.
В длинной
череде зимних сельских праздников перед
Карнавалом особо выделяется день Святого
Власия (Сан Блас), 3 февраля. Издавна в этот
день устраивалась ярмарка скота. На ярмарке
в Абадиньо в этот день в основном продается
крупный рогатый скот местных мясных пород.
Еще перед восходом солнца в маленький и
тихий городишко начинают съезжаться
грузовики со скотом. Ярмарка располагается
на своем привычном месте, там же, где она
проводилась десятилетиями. Старые
маленькие домишки постепенно вытесняются
многоэтажками, и среди них коровы смотрятся
по меньшей мере странно. Но ярмарка об этом
не задумывается. Все свободное
пространство занимают навесы, где
привязаны животные и прилавки, где продают
всевозможные продукты местного
производства. С самого раннего утра
начинают подходить посетители. К городку
шла еще римская дорога, от которой остался
кое-где метр-другой старательно уложенных
камней. Вся она запружена народом, спешащим
на ярмарку. Купить корову не купят, но не
побывать в этот день на ярмарке значит
нарушить традиции. Чем ближе подходишь к
городку, тем труднее пробираться сквозь
толпу. В воздухе пахнет жарящейся колбасой,
слышно пение берчолари. Берчолари - это
певцы, которые поют свои стихи а капелла.
Стихи имеют один и тот же традиционный
размер. Для того, чтобы оценить пение, нужно
знать язык, причем понимать местные
диалекты. У подмостков толпятся любители
этого жанра, слышатся рукоплескания,
встречающие особо удачное высказывание
певца.
Чуть дальше подмостков, на которых
выступают берчолари, находятся и "виновники
торжества" - коровы. В этом году было
привезено не так уж много скота, и, хотя цены
были достаточно высокие, крестьяне
остались недовольны. В прошлые годы им
удавалось уехать домой, продав почти весь
скот, но в этом году из-за коровьего
бешенства торговля шла плохо, ярмарка была
больше похожа на выставку. Тем не менее,
можно было увидеть, как скупщик скота и
крестьянин жмут друг другу руки,
договорившись о цене, и скупщик достает
связку банкнот - кредитные карточки тут не
приняты. Можно договориться об оплате после
ярмарки, люди знают друг друга годами,
данное слово не нарушается никогда.
За коровами стоит навес с лошадьми. В
основном продают местную породу потьока
или помеси. Лошадка эта маленькая, крепкая,
как раз приспособленная к работе в горах.
Рядом с лошадьми привязывают ослов.
Перекупщики лошадей в основном цыгане, как
же без них! Лошади и ослы постепенно были
вытеснены из хозяйства техникой, и местная
порода лошадей была под угрозой
исчезновения. Были приложены немалые
усилия, чтобы сохранить породу.
Еще дальше продается всевозможный
посадочный материал, как для сада, так и для
леса. Лес здесь имеет большое хозяйственное
значение из-за развитой бумажной
промышленности. А те, кто не имеет ни клочка
земли, могут купить рассаду цветов и
декоративных кустиков для своих балконов.
Время близится к полудню, свежий воздух
нагоняет аппетит. Аппетит тоже нагоняет и
вид продуктов, выставленных на продажу.
Чего тут только нет! Мед, самый разный:
цветочный, вересковый, мед с пыльцой,
прополис. Вина местного производства,
кислые белые чаколи. Конечно же, сидр,
король местных напитков. Орехи, самый
разный перец, овечьи сыры, домашние варенья,
выпечка. Обязательно нужно купить
роскильяс де сан Блас - выпечку в виде
баранка, облитого сахарной глазурью и остро
пахнущего анисом. Десяток таких баранков
нанизываются на веточку лавра. Там же
продают и веревочки святого Власия,
освященные в церкви утром. Их носят на шее, и
верят, что уж в этом году веревочка
предохранит от ангины и гриппа.
Пробираемся к навесу, где продают тало. Это
кукурузная лепешка, которую делают тут же
женщины в национальных костюмах. В лепешку
заворачивают жаренную колбаску. Публика
берет свой тало, чаколи, и отходит от стойки,
вспоминая те времена, когда тало было
обычной каждодневной едой, и сопровождался
не колбаской, а стаканом молока.
Уже начинают разогреваться рубщики бревен
и подниматели камней (аррихосацайле). Это
традиционные сельские виды спорта. Они
очень любимы, и собирают немало публики. Но
основное состязание впереди - иди пробак (состязание
волов). Раньше волы использовались на всех
тяжелых работах, но с появлением тракторов
они стали не нужными. Если бы не иди пробак,
никто бы и не стал держать пару волов в
хозяйстве.
Для иди пробак в Абадиньо существует особая
постройка, проба леку. На каменном полу
стоит большой камень, в которых запрягут
волов. Трибуны заполнены. Снизу громко
называют цифры. Это метры, которые волы
могут протянуть камень. Делайте ваши ставки!
Снизу вверх летает теннисный мячик, в
который играющие вкладывают деньги. Ворота
в противоположном конце проба леку
распахиваются, и размеренно входят волы.
Ярмо украшено кожаной накладкой с красными
шерстяными помпонами, скрывающие их глаза.
Речитатив становится громче и чаще.
Играющие оценивают на глазок силу волов,
делают последние ставки. Волов впрягают в
камень, и застоявшиеся животные легко
сдвигают 1920 кг. с места, следуя за ведущим,
как малые дети за матерью. Сзади еще один
человек направляет камень. Если камень
выйдет за разметку, волы будут сняты с
соревнования. За волами едва поспевают
юноши с ковшами на длинных ручках. Их задача
- подхватывать на лету навоз. За всей
группой бежит служитель с ведром опилок и
метлой. Он старательно чистит камни вслед
за волами, ведь на скользких камнях волы
могут поскользнуться и сломать ногу. У
противоположного конца проба леку волы и
люди отдыхают полминуты, и снова тянут
камень. И так круг за кругом. Вот уже 10 раз
волы протянули камень из конца в конец
проба леку, 20, 24, 30... И вдруг встали, тяжело
дыша. Морда вся в пене, бока быстро
поднимаются и опадают. Люди тоже устали. По
залу прокатывается сдержанный шум. Кто-то
поставил на 24 и полметра, кто-то на 30, кто-то
на больше "гвоздей ", то есть,
расстояние между двумя противоположными
концами проба леку. Ведущий волов
заставляет их раскачивать камень, тянет изо
всех сил за ярмо, идущий позади хлещет волов
прутом. Вдруг камень сдвинулся с места, и
волы снова его потащили, высекая искры
копытами из помоста. 25 "гвоздей "!
Слышен разочарованный вздох тех, кто не
верил в силу этой пары. 27, 30, 35... 41! Пара
встала. Ведущий пытается заставить волов
раскачать камень и снова тянуть, но волы уже
на пределе сил. Еще метр, еще один... Волы
снова встали. Видно, как дрожат задние ноги.
Уже прошли положенные полчаса и судья
останавливает соревнование. Ведущий
успокаивает волов, заставляет протащить
камень на местро и распрягает пару. Эта пара
смогла сделать 41 "гвоздь " и 2 с
половиной метра. Волов выводят из проба
леку. Выигравший забирает деньги. Ворота
снова распахиваются, и вводят новую пару.
После "иди пробак" люди выходят на
улицу, где уже на месте ярмарки шумит
молодежь, группа рок-музыки заменила
берчолари, а "калимочо", смесь кока-колы
и вина заменил чаколи и сидр. В воздухе
пахнет весной, и уже надо думать о костюме
на карнавал... если вы не подумали об этом
раньше.
Карнавалы начались с января. Каждое
воскресенье в Субероа, французской части
Страны Басков, проводятся маскарады. Самые
лучшие карнавалы - в селении Ланс, в котором
в воскресенье карнавала сначала "приговаривают
к смерти", а потом жгут олицетворение
всех бед и несчастий, изображение великана
Миель Очин; в Устарице, где тоже жгут
изображение подобного персонажа, Саинт
Пансарта. Один из карнавалов, имеющих
древнейшую историю, проводят в понедельник
и вторник, идущие за последним воскресеньем
января, в двух наваррских селениях, Итурен и
Субиета. Молодые мужчины этих селений
надевают белую юбку, украшенную кружевами,
вывернутую мехом наружу шкуру овцы, и "чунчурро",
колпак, украшенный петушиными перьями. На
пояс надеваются два больших коровьих
колокольца. Группа ряженых "иоальдунак"
идет из селения в селение, размахивая
метелками, сделанными из лошадиных хвостов,
и производя ритмичный шум колокольцами.
Весна идет, надо разбудить природу и
прогнать злых духов.
Александр Пеунов, Испанские хроники.
<вверх>
|
|