Виртуальная
  Европа

 Испания

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - Испания Статьи

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

Праздник Сан Ферминес.

Санферминес (или Сан Ферминес) - один из самых знаменитых праздников в мире. Вопреки распространенному мнению, покровителем Памплоны - города, где ежегодно проводится этот праздник, является вовсе не Сан Фермин (французский святой с весьма сомнительной репутацией), а Сан Сатурнино. День Сан Фермина отмечается совсем в другие сроки независимо от Санферминес, но эта другие неточности не имеют значения для многочисленных почитателей праздника со всех концов планеты. 7-го июля, или точнее 6-го, начинается неделя народных праздников, проходящих в Старом Городе Памплоны. 

Сигналом к началу праздника является знаменитый чупинасо или запуск небольшой ракеты с главного балкона мэрии, расположенной на площади, заполненной до отказа тысячами людей, также, как и все близлежащие улицы. 

Этот знаменитый далеко за пределами Испании праздник, описанный в книгах Эрнестом Хемингуэем, длится до 14-го июля; улицы будут полны памплонцев и иностранцев 24 часа в день: популярный и опасный загон быков в стойла, которому столь плохо пытаются подражать в других городах Испании, веселье на улицах, корриды (бои быков), музыка, праздник, еда и питье в любое время дня и ночи. 

Все это дополняют более спокойные спектакли для детей, фольклор Страны Басков, экзотические представления и т.д. - на этом празднике всему находится место. 

Как и во многих других средневековых городах, Санферминес зародились в Памплоне как ярмарка, совпадающая по срокам с христианскими религиозныи праздниками, которые, в свою очередь, имеют более ранние корни, от латинского и баскского язычества. В начале XIII века н.э. уже справлялись коммерческие выставки после прздника Сан Хуана (Ивановой ночи), между 23-м и 24-м июня, в начале лета. За Сан Хуаном шел Сан Педро, а потом Сантьяго, 25-го июля, через месяц; посредине, Сан Фермин (как один святой среди многих, но не как покровитель Памплоны). Так что в самом разгаре Средневековья ярмарки выставки и религиозные праздники проходили в течение целого месяца, в начале лета. 

На ярмарки стекалось множество продавцов и деревенских жителей, скотоводов и много других людей, желающих просто весело провести праздники, и в какой-то момент стали организовываться корриды. Так появились, возможно, в конце XVI века, то, что мы называем Санферминами. 

Есть и другая связанная с Санферминами дата, теперь уже в конце лета, 10-го октября, когда организовывалась ярмарка в Памплоне, которая длилась семь дней, начиная с 1324-го года, по указу короля Карла I Наваррского и IV Французского. Спустя полвека, в 1381-м году, по указу короля Карла II Наваррского, ярмарка превратилась в вольную. Тогда она тоже совпадала с религиозными празднествами. 

Эти две ярмарки-праздненства, в начале и в конце лета, объединились, чтобы воспользоваться лучшей погодой, в ту, которая с тех пор начинается 7-го числа 7-го месяца: 7-го июля. Хотя до сих пор в наше время, в конце лета, празднуются так называемые санферминес чикис (маленькие санферминес) только для семьи и самых лучших друзей. 

Есть документальные свидетельства того, как этот праздник проводился в уже более близкое нам время. Тогдашний Муниципалитет отметил с великим торжеством 7-го июля 1591-го года. О программе праздника сообщалось следующим образом: "Турнир с копьями на сегодняшней Площади Дворца; Театр: "Комедия и Трагедия счастливого Сан Фермина"; Танцы, шествие по улицам и т.д. И конечно - коррида". 

Таким образом, до нас дошло свидетельство конца XIV века о первых санферминах, а в конце XVI века появились несколько параграфов сегодняшней официальной программы. Шли века, но мало что менялось - Санферминес оставался местным праздником, с ярмарками, религиозными шествиями, c началом лета, и так год за годом, век за веком. 

Приблизительно с 1950 года праздник начал быстро меняться. В первую очередь, вырос уровень жизни. Наши деды копили весь год, чтобы развлекаться на праздниках, и тому, кто имел тогдашние 100 песет, очень сильно везло. Сегодня этих денег не хватает даже на стакан вина; более того, Наварра имеет один из самых высоких ежегодных доходов на человека в Испании. 

Наши деды проводили Санфермины в одиночестве, а иногда с жителями области. Полдничали они обычно дома или в тавернах, а также, как и в наши дни, во время коррид, на которых распространялось тогдашнее плохое вино. Люди (в Памплоне тогда было примерно 20.000 жителей) собирались на Консисторской Площади для того, чтобы встретить членов Муниципалитета и сопроводить их в церковь Сан Лоренсо. Там, в часовне Сан Фермина, как и сейчас, накануне, 6-го июля, шла служба, после которой все возвращались, также по Главной улице, из церкви в Муниципалитет. Больше практически ничего не было, кроме танцев на дворцовой площади, и конечно же, корриды и загона быков на арену, где проводилась коррида. 

В наши дни, в начале XXI века, Санфермины меняются так же быстро, как меняется общество. Они почти потеряли свою религиозную часть, а сопровождение Муниципалитета народом в церковь на службу накануне Санферминов, превратилось в акт протеста, имеющий свое собственное название, ряу-ряу, который в последние годы даже перестал существовать официально из-за беспорядков, которые его сопровождали. 

Куда делись те сто песет, которые так долго копили наши деды? В настоящее время любой памплонец тратит в тысячу раз больше за эту неделю праздников. Вино почти не употребляется, если оно не фирменное; сегодня самый любимый напиток - шампанское. Наши деды знали только десяток таверн; сейчас в Памплоне и в окрестностях имеется приблизительно тысяча кафе, баров, ресторанов и т.д. с великолепной кухней. Население увеличилось в десять раз, в Памплоне около двухсот тысяч жителей, а арена, где проводятся корриды, третья в мире по величине и пустующая весь год, стала слишком маленькой, чтобы вместить в себя всех жителей города. 

Начиная с послевоенных лет и, в особенности, с литературных произведений Хемингуэя (которые, в общем-то, почти не отражают Санферминес, несмотря на утверждения некоторых), все больше и больше иностранцев приезжает на праздник. Сначала стали приезжать французы (не из южных французских провинций, а из самой Франции); немцы и американцы. Потом, англичане, скандинавы, потом целые караваны австралийцев и новозеландцев. Не существует никакой статистики, но, возможно, во время Санферминов иностранцев приезжает не меньше, чем жителей в Памплоне. Правда, многие памплонцы, волей или неволей, покидают город в праздники или наслаждаются ими только несколько дней. Это значит, что во время Санферминес в старинной части Памплоны площадью примерно 500.000 кв. м. собирается 250-300 тысяч людей. 

Всеобщее желание хорошо провести праздники способствует поддержанию спокойной обстановки, никогда во время Санферминес не было серьезных происшествий. Но во время загона быков на арену для корриды обстановка по-настоящему опасная. На старых фотографиях видна приблизительно сотня бегунов, может быть, даже и меньше. Сейчас людей, бегущих перед теми же быками, по тому же маршруту, по тем же улицам, за те же немногие минуты загона, тысяч 15, а может быть и больше. Это, скорее всего, самая большая проблема Санферминов - не большой наплыв народа вообще на праздник (праздник хоть и сосредоточен в Старом Городе, но постепенно он завоевывает и другие районы), а наплыв народа на улицу, где проводится загон, и очевидная слабая подготовка большинства бегунов, которые приезжают из других мест. Это очень опасно, быки имеют острые и тонкие рога, как и раньше, каждый весит более полутонны, и быстрый бег стада на рассвете, удары копыт по камням улиц впечатляет так же, как и утром столетие назад, так же, как и в тот день, когда родился этот праздник. 

Загон, в котором еще совсем недавно участвовала пара сотен молодых людей, в черных беретах и черных альпаргатах, одетые в темные блузы, сейчас состоит из тысяч бегунов, толпящихся на тех же улицах и в те же минуты забега, что и раньше, одетых в традиционный праздничный наряд памплонца (белые рубаха и штаны, красные пояс и шейный платок, спортивная обувь). 

В наши дни Санфермины намного многокрасочнее и намного многолюднее. Но Санфермины, особенно после упоминания их Эрнстом Хемингуэем, сейчас, к неудовольствию некоторых, являются местом паломничества для туристов. Самая большая опасность в забеге - это присутствие туриста без документов, не спавшего всю ночь праздника или откровенно пьяного, и отважившегося бежать перед быками. Нет свидетельств, что Хемингуэй пробежал хотя бы метр забега, он приходил только как зритель. Бегун (хороший бегун) спит положенные восемь часов перед забегом, одевается, как памплонец, и бежит, сколько сможет, искоса наблюдая за быками, никогда не привлекая их внимания. Он прекрасно знает основные правила бега. Быка нельзя трогать, ибо это может создать очень опасную обстановку. Рядом со стадом идут пастухи, и все нарушающие это простое правило получают по заслугам палкой. Еще одно простое правило: упавший, несмотря на то, что рядом с ним ударяют о мостовую копыта, лежит, не шевелясь - бык, как правило, препятствие перепрыгнет, а не наступает на него. Люди, не знающие поведения быков, обычно начинают подыматься, и бык всю свою ярость сосредотачивает на них. Если бык уже бежит целенаправленно на человека, можно нырнуть под ограждение улиц. Если за спиной только стена ближайшего дома, лучше прижаться к ней и не шевелиться. Не нужно этого делать только в том участке, где улица резко поворачивает. На этом повороте быки часто падают, и человек у стены может быть попросту раздавлен тушей быка, потерявшего равновесие. 

Задолго до начала праздников Памплона обклеивается афишами предстоящих коррид, оповещающих о об участниках - заводчиках быков и тореро. Арена, на которой проводятся корриды, построенная в 1922-м году, является третьей по величине в мире и собственностью Дома Призрения (также называемого, неизвестно почему, Мека), который организует корриды в пользу тех, кто его населяет. Желающим поприсутствовать на памплонской корриде следует иметь в виду следующее. 

Почти все билеты на 7 коррид в течение 7 основных дней Санферминов, с 7-го по 14 июля) распространяются по абонементам. Абонементы обычно распроданы еще с прошлого года (или прошлых годов). В билетной кассе продаются лишь незначительные остатки. Если вы приехали в Памплону без билета, вам придется расчитывать лишь на перепродажу с рук, которая идет в нескольких метрах от официальной кассы и, естественно, с "наценкой". 

Удивительно, но факт: в Памплоне почти нет любителей корриды. Арена закрыта в остальную часть года. Она открывается только во время Санферминов и тогда она забита под завязку. На памплонской арене для боя быков, как и положено, есть солнечная и теневая сторона, но они непохожи, как день и ночь, куда больше, чем арены в других городах. 

Люди, занимающие солнечную сторону, приходят на корриду повеселиться. Они идут посмотреть корриду, поесть с друзьями (санферминские компании), облить друг друга пенистым вином. Они идут, чтобы их увидели и услышали. У них есть сидячие места, главным образом, чтобы поесть. Есть группа, в традициях которой ни за что не смотреть на арену. Все они прыгают, танцуют, организуют шумные протесты против непонравившихся тореро, если те смогли их заинтересовать (но удивительное дело, от них ничего не скрывается). Они поют. Они выходят, танцуя, с площади, идут переодеться и поужинать домой, и снова возвращаются на улицу. 

Люди, занимающие теневую сторону, идут посмотреть корриду, и для того, чтобы их увидели. Они одеты в летние костюмы, шляпы, имеют бинокли, и смотрят искоса на солнечную сторону. Некоторые из них - знатоки корриды, но таких мало. Другие, большинство, пытаются быть таковыми, в основном, это те, кто приглашает друзей в Памплону на эти дни, и, хотя у них есть тайное желание быть с друзьями на солнечной стороне (там они были, когда были помоложе), они остаются на теневой стороне, хотя там немногим менее жарко, чем на солнечной, и куда большая жажда. 

Одной из отличительных особенностей памплонских коррид являются быки. В других условиях они были бы центром праздника - забивается ни много ни мало, а 48 быков, из них 6 однолеток (на утренних фестивалях). Быки привозятся из Андалусии или центральной Кастилии, иногда с юга Наварры в закрытых машинах, и проделывают по 500 и более км. В других городах быки отдыхают в стойлах на самой арене. Но в Памплоне бык пребывает поочередно в трех стойлах: стойлах Газ (названных так потому, что они расположены на месте старой, ныне исчезнувшей фабрики газа), в небольших стойлах (на улице Санто Доминго), где они проводят ночь перед забегом, и в стойлах, принадлежащих арене, откуда бык выходит только для того, чтобы быть убитым в корриде. Знатоки утверждают, что быки в Памплоне очень серьезны и опасны, падают во время боя реже, чем другие, возможно потому, что их тщательно отбирают, и также благодаря разминке во время забега в день корриды. 

Александр Пеунов, Испанские хроники

 

<вверх>

 Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей