|
Февральский
карнавал в Мадриде.
Через
недельку-другую после того, как стихают
новогодние праздники, испанская столица
начинает готовиться к новым ярким и веселым
дням. Приближается большой праздник –
мадридский карнавал.
Карнавальная традиция в Испании
насчитывает несколько веков. Первые
упоминания в архивных документах о
мадридском «веселье масок» относятся к XVI
веку. Сперва карнавалы возникли как «торжества
простолюдинов» и нередко навлекали на себя
гнев и негодование церкви. Со временем они
распространились на высшее общество, и даже
на королевский двор. Известно, например, что
в «представлении свадьбы» в 1638 году
участвовал Филипп IV.
Но веселые гуляния, случалось, приходились
не по душе не только церковным властям. В
последний раз запрещающий декрет издал –
сразу по приходу к власти! - диктатор Франко.
В любом скоплении народа, а тем более, «под
маской», он видел угрозу террористического
акта или мятежа...
Века не стерли грима карнавала с лица
Мадрида, а вот годы франкистского режима
заставили позабыть о нем - как-то поутихло
веселье, прыти поубавилось…Недаром
говорят, что в ХХ веке ход истории ускорился.
Но вот в начале 1980 года несколько молодых
интеллигентов, сдружившихся еще в
университетские годы, создали группу под
названием «Четыре кота», надеясь возродить
в столице древнюю традицию. Группа
заручилась поддержкой муниципалитета,
выступила по телевидению, провела пресс-конференцию.
Полицейские власти дали разрешение на
проведение праздника, предупредив при этом,
что «запрещается скрывать лицо под маской
или устраивать танцы вне отведенных для
этого мест».
И вот под проливным дождем 16 февраля 1980 года
на Пласа-Майор собрались немногочисленные
участники карнавала в костюмах мавров,
клоунов, рыцарей. Они веселились, как могли,
назло разбушевавшейся непогоде, вызывая
недоумение и сочувствие у случайных
прохожих и туристов. Но первый шаг был
сделан, а «дурной пример», к счастью,
заразителен.
На следующий год число ряженых значительно
увеличилось. На муниципальные деньги
воздвигли большой шатер, где устроили
конкурс на лучший костюм. Шатер преследовал
две цели – во-первых, «подстраховывал» на
случай дождя, а во-вторых, в нем …не
запрещено было появиться с закрытым лицом!
Думали ли когда-нибудь правозащитники, что
в конце ХХ века в Европе можно было
добиваться такого варианта «демократических
свобод»?!
Еще через год шатер уже вмещал в себя две с
половиной тысячи посетителей, но танцы все
равно выплеснулись на улицы и площади
города. В центре столицы прошло шествие
ряженых, а на Пласа-Майор – «средневековый
праздник». И о запрещении носить маски,
которое, прямо скажем, ничего, кроме памяти
Франко, не увековечивало, постепенно
позабыли. Праздник стал открываться речью («прегоном»)
кого-либо из популярных мадридцев, алькальд
вполне официально издавал шутовской указ о
начале карнавала…
В 1988 году в карнавальной кавалькаде
участвовала сотня карет. На самой большой,
специально изготовленной в Валенсии по
заказу муниципалитета, высились четыре
карикатурные фигуры: председателя
правительства, его заместителей и лидеров
двух оппозиционных партий. А завершился
веселый праздник шутовской похоронной
процессией. Пожалуй, этот год можно было
считать годом окончательной «реставрации»
мадридского карнавала – ведь возвратились
«похороны сардины».
Рассказывают, что некогда мадридские
торговцы заказали на северном побережье
партию свежих сардин на дни карнавала,
рассчитывая на взлет спроса. Транспорт в то
время скоростью не отличался, да еще и дни
наступили теплые не по сезону… В общем,
товар прибыл в столицу «с душком». Однако же
торговцы уже настроились на праздник и, к
чести своей горевать не стали.
Вернее, всерьез горевать не стали. Чтобы «подсластить
пилюлю», они решили устроить сардинам, а
вместе с ними и ожидавшейся прибыли, пышные
похороны. Нарядились в траурные одежды,
приобрели «реквизит», наняли
профессиональных плакальщиц и направились
к Пласа-дель-Кампо, где со всею
торжественностью предали дорогую
покойницу земле.
С 1948 года в Мадриде существует «Веселая
кофрадия (братство) похорон сардины». В
высоких цилиндрах, в черных накидках,
картинно вытирая слезы платочком, солидные
кабальеро идут за черным гробом, в котором
покоится изготовленная из фанеры или жести,
а частенько и настоящая дохлая сардина. На
разные голоса кричат плакальщицы. Мужчины
на ходу хватаются за сердце и торопливо
достают из кармана плоскую бутылочку, от
которой за версту разит коньяком. Оркестр
играет похоронный марш, перемежая его с
бодрыми танцевальными ритмами, заслышав
которые, участники кортежа пускаются в пляс.
Отправляясь от арки Сан-Антонио-де-ла-Флорида,
процессия пересекает мост через реку
Мансанарес. На улице Команданте-Фортеа
устраивается заунывная месса, текст
которой зачитывается …по телефонному
справочнику Мадрида за текущий год. Свой
маршрут траурный кортеж заканчивает у
ворот Морерас в парке Каса-дель-Кампо, где и
закапывают очередной гроб с наконец-то
отмучившейся бедолагой сардиной.
А завершаются похороны фейерверком. И до
весны – до весенних праздников-феерий и
парадов - Мадрид затихает… если можно так
сказать о вечно бурлящем городе.
Мегатис
<вверх>
|
|