|
Ватикан
Собор Святого Петра
В эпоху античного Рима это место между
Тибром и двумя холмами - Яникул и Ватикан,
было занято цирком Нерона. Здесь принял
мученическую смерть и был захоронен
Апостол Петр. При папе Анаклете на этом
месте была построена небольшая базилика-усыпальница.
В
324 году император Константин заменил
скромную усыпальницу на базилику в стиле,
характерном для раннехристианских церквей
Рима. Завершенная в 349 году Констанцием,
сыном Константина, эта базилика со временем
значительно обогатилась за счет щедрых
даров пап и богатых жертвователей. Именно
здесь, в этой базилике Константина, Карл
Великий в 800 году принял корону из рук папы
Льва III, а вслед за ним здесь же были
коронованы императоры Лотарь, Людовик II и
Фридрих III.
Тысячу
лет спустя после ее основания базилика Св.Петра
превратилась в руины, и только при папе
Николае V, по совету Леона Баттисты Альберти,
началось восстановление и расширение
базилики на основе проекта Бернардо
Росселино. В самый разгар строительства,
когда началось возведение новой кафедры,
все работы были прекращены в связи со
смертью папы Николая V. И только в 1506 году
при папе Юлии II строительные работы были
возобновлены. Большая часть бывшей
базилики была разрушена Браманте (получившим
титул мастера-разрушителя), который решил
построить здание заново в современном
классическом стиле: то есть здание должно
было иметь в плане греческий крест, по
образцу Пантеона. За полвека в
строительстве собора участвовали, сменяя
друг друга, зодчие Фра Джокондо, Рафаэль,
Джулиано да Сангалло Младший и, наконец,
Микеланджело, который видоизменил проект
Браманте, увеличив размеры собора и увенчав
его огромным куполом.
Вслед
за Микеланджело здесь работали такие
мастера, как Виньола, Пирро Лигорио, Джакомо
делла Порта и Доменико Фонтана, которые
строго следовали принципам, завещанным
Микеланджело. Затем, при папе Павле V, было
решено вновь перепланировать здание
базилики, вернувшись к идее латинского
креста. С этой целью архитектор Карло
Мадерна добавил с каждой стороны здания по
три капеллы и продлил неф до размеров
современного фасада, ставшего предметом
конкурса проектов, в котором одержал победу
Мадерна. Работы были начаты им в 1607 году и
завершены в 1612 году. Для строительства
потребовались "целые горы травертина из
карьеров Тиволи".
Фасад
собора поражает своими мощными формами,
торжественной ритмикой коринфских колонн и
пилястров центрального портала и боковых
арок. Верх украшен девятью балконами.
Венчающим элементом является традиционный
аттик с балюстрадой, на которой возвышаются
тринадцать огромных статуй Апостолов,
Христа и Иоанна Крестителя.
И,
наконец, над всем этим доминирует
величественный купол с мощными нервюрами -
творение Микеланджело. По обеим сторонам
его расположены два меньших купола,
венчающих капеллы Грегориана и Клементина,
выполненные Джакомо Бароцци да Виньола.
Продолжение
<вверх>
|
|