Виртуальная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Польша |
| Замки | Мозаика | История | Национальная кухня | Статьи | |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Home - Польша - Краков | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Краков / продолжение / Первый княжеский дворец на Вавельском холме появился в X-XI веках. По инициативе Казимира Великого, царствовавшего в 1333-1370 годах, здесь был возведен величественный королевский замок в готическом стиле, от которого сохранилась башня Курья Лапка. После разрушительного пожара 1499 года король Александр и его брат Зигмунд Старый предприняли основательную перестройку замка в ренессансном стиле. Так появился огромный дворец-крепость в итальянском стиле, типичное укрепленное палаццо. Внутренний дворик замка - один из лучших образцов стиля итальянского Возрождения на польской земле. Дворик обрамлен тройной гирляндой галерей, ритмично разделенных легкой конструкцией чередующихся опор, арок и балюстрад. Каждый ярус - разной высоты, но пропорции найдены очень удачно. Стройные колонны первого и второго яруса переходят в полукруглые арки мягких, плавных очертаний в духе Ренессанса. Неожиданно тонкие колонны третьего этажа поддерживают огромный навес. На стенах галерей сохранились фрагменты росписи XVI века. Это портреты римских императоров в медальонах, растительные орнаменты и декоративные композиции на античные темы. Южная сторона двора также имеет аркаду и украшена ложными окнами. Первый кафедральный собор на Вавеле был начат около 1020 года. От него сохранилась только подземная крипта Св. Гереона. От второго, романского собора до нас дошли крипта Св. Леонарда, нижняя часть башни "Серебряных звонов" и фундамент Часовой башни. Строительство нынешнего готического кафедрального собора Свв. Станислава и Вацлава было начато в 1320 году при Владиславе Локотке, и освящен в 1364 году в царствование Казимира Великого. В последующие века его не раз расширяли и перестраивали. С 1320 года в соборе короновались все польские монархи, за исключением последнего, Станислава Августа Понятовского. Для многих из них крипта собора стала местом последнего упокоения. В богатом интерьере собора первым бросается в глаза мавзолей Св. Станислава, имеющий огромное религиозное и художественное значение. Серебряная рака с мощами Св. Станислава - шедевр ювелирного искусства XVII века. Изваянная в 1670 году гданьским ювелиром Питером ван дер Реннером, она украшена 12-ю рельефами со сценами из жития святого. Мраморная сень над саркофагом была исполнена в 1626-30 годах Джованни Тревано. Наиболее выдающийся ансамбль произведений искусства - это надгробия польских королей и краковских епископов. Костел Св. Андрея представляет собой трехнефную базилику с трансептом, вход в которую соответствует северному нефу. Стены сложены из каменной шашки, а углы укреплены более крупными брусками песчаника. Западный фасад храма венчают два стройных восьмерика, поставленных на четверики и увенчанных в 1639 году барочными шлемами. Этот лучше всего сохранившийся костел из романских храмов города, был возведен в конце XI века по повелению князя Владислава Германа. Мощный наружный вид романского костела контрастирует с богатым барочным интерьером.
Церковь Свв. Петра и Павла - блестящий образец барокко начала XVII века. Архитектор Джованни Тревано разработал нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер. В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса. Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.
Церковь и монастырь францисканцев были основаны в 1237 году по повелению Генриха Благочестивого. Костел был типичной княжеской часовней, с планом в форме греческого креста. Суровая строгость его ступенчатого фасада смягчена неглубокими нишами. Толстые кирпичные стены, чуть выступающие контрфорсов, пилястры на трансепте - последние элементы романского стиля на фоне готики. В XIV веке к церкви пристроили сакристию и удлинили неф; в XVI веке - боковые часовни и внутреннюю галерею. Существующий интерьер был выполнен в неоготическом стиле в конце XIX века. Напротив находится доминиканский костел, возведенный в 1223 году, который был расширен в XIV веке, когда и появился прекрасный стрельчатый портал с рельефами. От пожара 1850 года серьезно пострадал корпус храма и его интерьер, уцелели только капеллы и надгробия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей |