Виртуальная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Польша |
| Замки | Мозаика | История | Национальная кухня | Статьи | |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Home - Польша - Краков | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Краков. Городская планировка центра Кракова, относящаяся к XIII веку, дошла до наших дней без изменений. Площадь Главного Рынка, одна из самых больших средневековых площадей в Европе, была устроена в 1257 году. Окаймляющие площадь здания, возведенные в XIV-XV веках, со временем не раз подвергались перестройкам.
В центре площади раскинулось грандиозное здание Сукенниц. В 1358 году по повелению Казимира Великого был сооружен единый, длиной 100 метров, торговый зал, что тогда было новинкой. В 1558 году был добавлен ренессансный аттик с лепными украшениями, а в 1875 году была добавлена неоготическая аркада. На втором этаже, помимо просторных залов для балов и приемов, была устроена Галерея польской живописи. Сейчас на первом этаже здания размещены сувенирные лавки, а на втором - Народный музей, посвященный национальной живописи и скульптуре. Башня ратуши, высотой 70 метров, одиноко возвышается на северо-восточной части площади - это все, что осталось от древней ратуши, разобранной в начале XIX века. В начале XVII века в башню ударила молния, и от возникшего пожара она пострадала и грозила упасть. Во избежание этого она была укреплена с западной стороны, но отклонение от вертикали все равно составляет 55 см. Тогда же готический шпиль заменили на барочный шлем.
Готический костел в честь Вознесения Девы Марии является главным городским собором. Современная постройка - уже третья по счету на этом месте, так как второй костел был разрушен во время монголо-татарского набега 1241 года. Строительство этой трехнефной базилики началось в середине XIV века и закончилось в 1397 году, когда архитектор Миколай Вернер возвел свод среднего нефа. Понадобился, однако, весь XV век, чтобы поставить две башни, приделать каплицы и перекрыть своды. Северную башню венчает высокий готический шпиль, вырастающий из позолоченной короны, южную - низкий ренессансный шлем.
Полихромный интерьер костела, с обилием превосходных произведений живописи, скульптуры и витражей, представляет широкую панораму стилей - от готики и барокко до "модерна". Но основное внимание здесь всегда приковано к величайшему сокровищу храма - к огромному главному алтарю работы Вита Ствоша (вторая половина XV века). Вырезанный из липы, этот полиптих стал общепризнанным шедевром поздней готики, с элементами Ренессанса.
Маленькая площадь, прилегающая к Главному Рынку и окаймленная Мариацким собором, костелом Св. Барбары и мещанскими домами, занимает территорию упраздненного приходского кладбища. В соответствии с городским преданием, костел Св. Барбары, основанный в 1362 году Миколаем Вежынеком, был выложен из кирпича, оставшегося после строительства Мариацкого собора. По предназначению - кладбищенская капелла, во второй половине XVI века он стал первой резиденцией иезуитов в Кракове. У стены храма, под открытой ажурной аркадой, находится большая скульптурная группа "Гефсимань", изображающая Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду, и заснувших Апостолов. Некоторые исследователи приписывают ее Виту Ствошу, другие - его ученикам. Церковь Св. Креста, расположенная вблизи городских стен, имеет некоторые черты оборонного зодчества. Начало ее строительства относится к 1300 году, но главный объем появился позднее. Возведенный в традициях храмов зального типа, с одним нефом, костел предварен квадратной в плане башней-звонницей с островерхим шпилем. Кровля покрыта черепицей. Сдержанный наружный облик храма контрастирует с богатым убранством интерьера. От центрального, круглого столба веером расходятся каменные ребра нервюр. Первоначально построенный как больничная церковь, с конца XIX века костел стал приходским храмом краковских актеров и театральной публики. Флорианские ворота, впервые упомянутые в 1307 году, посвящены Св. Флориану, патрону Кракова. Въездные ворота расположены в квадратной в плане башне из валунов, построенной в начале XIV века и увенчанной прихотливой формы навершием XVI века. Внутри стрельчатого портала башни - капличка с образом Девы Марии. На ее северном фасаде - геральдический орел, изваянный по рисунку Яна Матейки; на южном - барочный рельеф с изображением Св. Флориана, которого почитали и как защитника от пожаров.
Неподалеку расположено неоготическое здание музея князей Чарторыйских, филиал государственного музея. Это - комплексный музей, где представлены живопись, скульптура, предметы прикладного искусства и книжное собрание.
На Ягеллонской улице находится одно из старейших университетских зданий в мире, не изменившее своего предназначения с эпохи Средневековья. Это - Collegium Maius, возведенный к 1400 году и веками служивший главной резиденцией университета, а ныне ставший музеем его истории, парадные залы которого используются по особо торжественным случаям. Краковский университет был основан в 1364 году по указу Казимира Великого. Это здание появилось после покупки Владиславом Ягелло нескольких домов и объединения их в университетскую резиденцию. После перестройки здание приобрело свой характерный облик: стены из красного готического кирпича подпирают массивные скарпы; крутые скаты крыш, прорезаемые дымоходами с навершиями-дымниками, закрыты высокими зубчатыми фронтонами. Из красивого внутреннего двора, окруженного аркадной галереей, можно пройти в парадные и музейные залы, восхищающие своим убранством и архитектурой.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей |