Виртуальная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словения |
| Замки | Мозаика | История | Национальная кухня | Статьи | |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Home - Словения - История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
История Словении. Краткий исторический очерк. Предки
словенцев поселились в долинах рек Драва,
Сава и Мура в результате славяно-аварских
миграций 6–7 вв. Новые славянские поселенцы
до 626 находились под властью тюркского
племени аваров. Затем славяне Великой
Карантании основали первое государство
южных славян, которое управлялось местными
герцогами. Однако в 745, когда нависла новая
угроза порабощения со стороны аваров,
словенцы попросили защиты у Баварии и
оказались под властью епископа
Зальцбургского. В этот период словенцы,
несмотря на сильное сопротивление крестьян,
были крещены.
К
концу 8 в. Карл Великий завоевал Баварию и
Великую Карантанию, разрушил аварское
государство. В начале 9 в. Великая
Карантания была включена в состав
Восточной марки империи Каролингов.
В
7 в. часть славян поселились за пределами
городских стен прибрежных городов на
берегу Триестского залива, причем местное
управление осуществлялось на основе
славянского общего права. Эти славяне в 12–13
вв. попали под власть Венецианской
республики. Таким образом, с 8 в. славяне
Великой Карантании потеряли
самостоятельность, их язык отчасти
германизировался, а отчасти испытал
влияние итальянского языка. В конце концов
на Венском конгрессе в 1815 Австрия добилась
передачи словенских земель Венеции.
В
период Реформации (16 в.) протестантские
лидеры в Словении и Хорватии пытались
обратить всех балканских славян в
протестантизм. Но по мере того как
протестантизм приобретал все большее
влияние, дворяне отказывались поддерживать
его, а деятельность иезуитов в 17 в. привела к
тому, что Словения стала вновь почти
полностью католической страной. Словенские
крестьяне часто поднимали восстания против
онемеченной аристократии (наиболее
известными были восстания в 1478, 1515, 1573 и 1635).
Когда
в 1809 Австрия уступила Наполеону часть южно-славянских
земель, французы разрешили использовать
словенский язык для местного
самоуправления. Они способствовали
улучшению системы дорог, отменили цеховые
привилегии, создали новые школы и ввели в
действие гражданский кодекс Наполеона для
южных славян. Словенское национальное
возрождение, которое поощрялось при
французской оккупации, имело и
специфически местные корни. Почти за
полвека до этого словенский священник
Марко Похлин настаивал на придании
словенскому языку статуса
государственного, наравне с немецким.
Несколько позже историк Антон Линхарт, поэт
Валентин Водник и филолог Ерней Копитар
пропагандировали идею словенского
культурного единства.
После
1830 в Словении распространилось т.н.
иллирийское движение, возникшее в Хорватии;
его лидеры выступали за культурное и
политическое объединение южных славян.
Словенский поэт Ф.Прешерн внес вклад в
возрождение национального самосознания
словенской интеллигенции и способствовал
повторной славянизации онемеченного
среднего класса страны. Во время революции
1848 словенские «национальные клубы» в Вене,
Граце, Клагенфурте и Лайбахе (Любляне)
призывали к созданию словенского
королевства под властью Габсбургов.
Все
словенцы в течение почти полувека после
Венского конгресса жили под властью
Габсбургов. Однако в 1866 Австрия снова
передала венецианскую Словению Италии, а в
1867 разрешила Венгрии занять словенскую
территорию к северу от реки Мура. Теперь
словенцы жили в двух государствах: Австро-Венгрии
и Италии.
Словенское
крестьянство, освобожденное от крепостной
зависимости революцией 1848, получило
небольшие участки земли; вскоре
образовался многочисленный класс
свободных, но безземельных крестьян.
В
1890-е годы в австрийской Словении были
сформированы три политические партии:
Католическая национальная партия (представляла
интересы крестьянства); Национально-прогрессивная
партия (выражала интересы городской и
сельской буржуазии) и Югославянская социал-демократическая
партия (представляла интересы
квалифицированных рабочих). В течение 50 лет
самой сильной являлась Католическая
национальная партия (с 1905 она называлась
Словенской народной партией). Все три
партии ориентировались (вплоть до конца
Первой мировой войны) на дальнейшее
пребывание словенского народа в составе
Австро-Венгерской монархии; все
пропагандировали т.н. триализм,
предполагавший организацию южных славян в
пределах Габсбургской монархии в виде
третьего государства (Австрия, Венгрия и
Югославия).
После
Первой мировой войны мирные договоры
предписывали разделение владений
Габсбургов на три части – австрийскую,
венгерскую и славянскую. Небольшое
словенское меньшинство осталось в
отделившемся государстве Венгрия, а в
Клагенфуртском районе Каринтии был
проведен плебисцит по вопросу о том, стоит
ли эту территорию передать в состав
Югославии или же следует оставить ее в
составе Австрии. Хотя большинство
населения здесь составляли словенцы, они
проголосовали за принадлежность к Австрии.
Словенцы Югославии не смогли организовать
новое государство на федеральной основе, но
после 1918 получили некоторую автономию. В 1929,
когда король Александр установил личную
диктатуру и разделил страну на девять
централизованно управляемых «бановин» (областей),
практически весь словенско-говорящий ареал
был включен в бановину Драва.
В
годы Второй мировой войны югославская
Словения была разделена между Германией,
Италией и Венгрией. Тысячи словенцев были
отправлены на работу в немецкие трудовые
лагеря и на заводы, мобилизованы в армию
Германии или насильственно переселены в
Сербию и Хорватию. Немцы и итальянцы
проводили усиленную германизацию или
итальянизацию населения оккупированных
словенских территорий. Возникли два
основных движения Сопротивления: одно
возглавлялось коммунистами, другое –
членами бывшей Национальной партии. Между
этими двумя группами сразу же возникли
трения, и антикоммунистическая позиция
клерикальных политиков привела их к
сотрудничеству с оккупантами.
Став
после войны одной из шести республик
Югославии, Словения потеряла порт Триест –
по соглашению 1954 он был передан Италии.
Кроме того, в 1955 был подписан договор, по
которому за Австрией оставалась территория
в Каринтии и Штирии площадью 2600 кв. км,
заселенная словенцами, на которую (при
одобрении Советского Союза) претендовала
Югославия.
После
смерти Тито (1980) Сербия все в большей
степени стремилась к власти над всей
Югославией. Словения, которая в 1987 давала 20%
национального продукта страны и
обеспечивала 25% ее экспорта (хотя там
работало всего 12% занятых), стала выступать
за предоставление большей автономии в
экономической деятельности. На
республиканских выборах в апреле 1990 силы,
ориентированные на самоопределение
Словении, получили большинство в двух
законодательных палатах; 25 июня 1991 Словения
провозгласила свою независимость.
Непродолжительная война между словенскими
вооруженными силами и Югославской народной
армией (ЮНА) завершилась соглашением о
перемирии, и ЮНА вывела из Словении свои
подразделения и части.
После
1991 Словения из всех бывших республик
Югославии характеризовалась наиболее
стабильным экономическим и политическим
положением. Она переориентировала свою
экономику на интеграцию с Европейским
союзом и стала одним из первых кандидатов
среди стран Центральной Европы на
вхождение в его состав. В 1997 уровень ВВП на
душу населения в Словении составил 8400 долл.,
достигнув почти 90% от уровня 1989 (в 1992 – 6210, в
1995 – 7020, в 1998 – 9471 долл.). Внешняя
задолженность Словении в 1997 составляла 16%
ВВП, бюджетный дефицит – 0,4%, безработица –
14,4%, инфляция вследствие роста цен в
розничной торговле – 9,6% (1992 – 201%). В то же
время средняя зарплата составляла 890 долл.,
что превышало подобные показатели почти во
всех странах Центральной Европы. В сельском
хозяйстве при этом насчитывалось всего 5%
занятых, в промышленном производстве – 42%, а
51% работало в сфере услуг, где было
произведено 56% валового национального
дохода. В 1997 ожидался рост ВВП от 3 до 3,5%, в
сравнении с 3,1% в 1996 и со снижением на 5,4% в 1992.
Более двух третей внешней торговли
Словении приходится на страны Европейского
союза. В стране успешно проводилась
приватизация, при этом доли распределяемой
собственности строились по схеме: 20% –
работникам предприятий, 20% – в
инвестиционные фонды, 10% – в пенсионные, а 40%
подлежали коммерческой приватизации.
В
ноябре 1996 состоялись выборы в
государственное собрание (парламент)
страны. Президент страны Милан Кучан в
конце года поручил лидеру Либерально-демократической
партии (ЛДП) Я.Дрновшеку сформировать
кабинет министров. Тогда же начался
правительственный кризис, поскольку ЛДП не
смогла набрать большинства в парламенте.
В
феврале 1997 парламент страны с небольшим
перевесом голосов утвердил предложенный
премьер-министром Я.Дрновшеком новый
состав кабинета министров, названный «правительством
левого центра». В правительство вошли
представители возглавляемой Дрновшеком
ЛДП (10 мест) и бывшей ранее в оппозиции к ней
Словенской народной партии (9 мест), лидер
которой Мариан Подобник получил пост вице-премьера.
Коалиционное правительство в парламенте
поддержала и Демократическая партия
пенсионеров Словении. В парламенте им
противостоит правоконсервативный блок,
включающий Словенскую демократическую
партию и Словенских христианских
демократов.
В
числе главных задач кабинета были названы
достижение экономической стабильности,
приведение в соответствие в
законодательными нормами ЕС местных
законов, а также скорейшее вступление
Словении в НАТО.
В
ноябре 1997 на второй президентский срок был
переизбран 56-летний Милан Кучан – бывший
руководитель коммунистов Словении (с 1986),
инициатор выхода страны из В
1998 был урегулирован вопрос о сухопутной
границе с Хорватией, но осталась открытой
проблема морской границы. Не в полной мере
решен вопрос и об отношениях между
национальными меньшинствами внутри страны.
Хотя Словения первой преодолела
последствия распада Югославии, к началу 1998
уровень безработицы здесь достигал 15%. В 1999
Словения наращивала темпы экономического
роста и успешно решала политические
проблемы, связанные с вхождением в
общеевропейские структуры.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей |