Виртуальная
  Европа

Норвегия

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - НорвегияИстория

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

История Норвегии.

Правление элиты (1814–1884)

Дорого обошлась Норвегии утрата английского рынка древесины, перехваченного Канадой. Население страны, выросшее в период 1824–1853 с 1 млн. до 1,5 млн. человек, было вынуждено перейти на снабжение собственным продовольствием преимущественно за счет натурального сельского хозяйства и рыболовства. В то же время стране необходимо было реформировать центральные органы власти. Политики, отстаивавшие интересы крестьянства, требовали снижения налогов, однако право голоса имели менее 1/10 граждан, и население в целом продолжало полагаться на правящий класс чиновников. Король (или его представитель – статхолдер) назначал норвежское правительство, часть членов которого посещала монарха в Стокгольме. Стортинг собирался раз в три года, чтобы проверить финансовую отчетность, отреагировать на жалобы и отвести любые попытки шведов пересмотреть соглашение 1814. Король имел право наложить вето на решения Стортинга, и примерно каждый восьмой законопроект таким образом отклонялся.

В середине 19 в. начался подъем национальной экономики. В 1849 Норвегия обеспечивала большую часть грузоперевозок Великобритании. Тенденции свободной торговли, возобладавшие в Великобритании, в свою очередь благоприятствовали расширению норвежского экспорта и открывали путь к импорту британских машин, а также к созданию текстильных и других небольших предприятий в Норвегии. Правительство содействовало развитию транспорта, предоставив субсидии на организацию регулярных рейсов почтовых пароходов вдоль побережья страны. Были проложены дороги в ранее недоступные районы, а в 1854 открылось движение на первой железной дороге. Революции 1848, прокатившиеся по Европе, вызвали непосредственный отклик в Норвегии, где возникло движение, защищающее интересы промышленных рабочих, мелких землевладельцев и арендаторов. Оно было слабо подготовлено и быстро подавлено. Несмотря на усилившиеся интеграционные процессы в экономике, жизненный уровень повышался медленными темпами и в целом жизнь оставалась тяжелой. В последующие десятилетия многие норвежцы нашли выход из такого положения в эмиграции. За период с 1850 по 1920 эмигрировали 800 тыс. норвежцев, главным образом в США.

В 1837 Стортинг ввел демократическую систему местного самоуправления, что дало новый стимул для политической деятельности на местах. Поскольку образование стало более доступным, в крестьянской среде вновь появилась готовность к продолжительной политической деятельности. В 1860-х годах были созданы стационарные начальные школы, заменившие передвижные, когда один сельский учитель переезжал из одного населенного пункта в другой. В это же время началась организация средних народных школ.

Первые политические партии начали функционировать в Стортинге в 1870–1880-е годы. Одна группа, по своему характеру консервативная, поддерживала правившее бюрократическое правительство. Оппозицию возглавлял Юхан Свердруп, сплотивший представителей крестьян вокруг небольшой группы городских радикалов, которые хотели сделать правительство ответственным перед Стортингом. Реформаторы стремились внести изменения в конституцию, требуя, чтобы королевские министры участвовали в заседаниях Стортинга без права голоса. Правительство ссылалось на право короля наложить вето на любой конституционный законопроект. После ожесточенных политических дискуссий Верховный суд Норвегии в 1884 издал постановление о лишении портфелей почти всех членов кабинета. Рассмотрев возможные последствия силового решения, король Оскар II счел за благо не идти на риск и назначил Свердрупа главой первого правительства, ответственного перед парламентом.

Переход к конституционно-парламентской монархии (1884–1905).

Либерально-демократическое правительство Свердрупа расширило избирательное право и придало равный статус новонорвежскому языку (нюношк) и риксмолу. Однако по вопросам веротерпимости оно раскололось на радикальных либералов и пуритан: первые из них имели опору в столице, а последние – на западном побережье еще со времен Хёуге (конец 18 в.). Этот раскол описан в произведениях известных писателей – Ибсена, Бьёрнсона, Хьеллана и Юнаса Ли, которые с разных сторон критиковали традиционную ограниченность норвежского общества. Однако консервативная партия (Хёйре) не выиграла от сложившейся ситуации, поскольку получала основную поддержку от нелегкого союза ущемленной бюрократии и медленно набиравшего силу среднего промышленного класса.

Кабинеты министров быстро сменялись, каждое из них было не в состоянии разрешить главную проблему: каким образом реформировать союз с Швецией. В 1895 появилась идея взять в свои руки внешнюю политику, которая была прерогативой короля и его министра иностранных дел (тоже шведа). Однако Стортинг обычно вмешивался во внутрискандинавские дела, касающиеся мира и экономики, хотя такая система многим норвежцам представлялась несправедливой. Их минимальное требование сводилось к установлению в Норвегии независимой консульской службы, которую король и его шведские советники не желали учреждать, учитывая размеры и значение норвежского торгового флота. После 1895 обсуждались различные компромиссные решения этого вопроса. Поскольку не удалось прийти к решению, Стортинг был вынужден прибегнуть к скрытой угрозе открытия прямых действий против Швеции. В то же время Швеция тратила средства на укрепление обороноспособности Норвегии. После введения всеобщей воинской повинности в 1897 консерваторам стало трудно игнорировать призывы о предоставлении Норвегии независимости.

Наконец, в 1905 уния со Швецией была разорвана при коалиционном правительстве, возглавлявшемся лидером либеральной партии (Венстре) судовладельцем Кристианом Миккельсеном. Когда король Оскар отказался утвердить закон о норвежской консульской службе и принять отставку норвежского кабинета министров, Стортинг проголосовал за расторжение унии. Это революционное действие могло привести к войне с Швецией, но этому воспрепятствовали великие державы и социал-демократическая партия Швеции, выступившая против применения силы. Два плебисцита показали, что норвежский электорат почти единодушно высказался за отделение Норвегии и что 3/4 избирателей проголосовали за сохранение монархии. На этом основании Стортинг предложил датскому принцу Карлу, сыну Фредерика VIII, занять норвежский престол, и 18 ноября 1905 он был избран королем под именем Хокона VII. Его супруга королева Мод была дочерью английского короля Эдуарда VII, что упрочило связи Норвегии с Великобританией. Их сын, наследник престола, впоследствии стал норвежским королем Улафом V.

Продолжение 

<вверх>

Города

Берген
Осло

 


 Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей