Ахен.
Ахен был
известен еще древним римлянам своими
целебными источниками. Позднее он стал
резиденцией франкских королей, среди них
легендарный Карл Великий, и центром
каролингской культуры. Начиная с Оттона I (936
г.) и вплоть до Фердинанда I (1531 г.) в Ахене
проходили коронации, созывались рейхстаги
и церковные соборы.
Карл Великий, первый император Священной Римской империи и король франков, скончался в 814 году. За несколько лет до своей смерти Варл приказал своему другу, советнику и биографу Эйнгарду построить роскошный дворец с капеллой. Эйнгард выбрал для осуществления этого плана архитектора Одо из Меца, и уже в 805 году капелла была освящена. Именно там погребен Карл Великий, и там находится реликварий с его мощами по сей день.
Простая в плане капелла представляет собой высокий восьмигранный зал с более низким шестнадцатигранником. Обход был двухярусным: галерея нижнего яруса была перекрыта крестовыми сводами, верхнего - цилиндрическими. Арки выложены чередующимися полосами разноцветного камня. Стены капеллы украшены старинными мозаиками. Внутренний восьмигранник капеллы завершался фонарем и имел простую коническую кровлю.
В XVII веке ее заменил высокий купол с фонарем.
 Дворцовая капелла получила статус собора в IX веке. Она вошла в историю как место коронования германских королей. В капелле сохранился большой трон, по легенде, принадлежавший самому Карлу Великому.
Император Генрих II подарил в XI веке собору
бронзовую кафедру, инкрустированную
слоновой костью.
 Передняя
часть золотого алтаря (около 1020 года)
украшена золотыми листами, приобретенными
самим Генрихом II. Медный канделябр, шедевр
романского искусства, был передан в дар
собору императором Фридрихом I Барбароссой.
Ахенский собор не имеет традиционного для романской архитектуры крестообразного или базиликального плана. Капелла является его ядром. В XIV веке к востоку от капеллы был построен хор в готическом стиле с алтарем. Тринадцать огромных 25-метровых окон хора, разделенных стройными контрфорсами, занимают большую часть стены и освещают собор. Они контрастируют с небольшими круглыми окнами капеллы.
Впоследствии появились и другие капеллы, разнообразные по стилю и размерам. Хорошо видны крутые скаты кровли хора, построенного в XIV веке, и купол XVII века, увенчивающий капеллу. Пирамидальный шпиль, значительно отличающийся по стилю, был построен позже.
Готический пресвитерий собора построен по
образу Святой капеллы в Париже.
 Городская
ратуша находится на месте императорского
зала IX века. При Карле Великом здание было
соединено с собором, так образовался
огромный дворец. В XIV веке было начато
строительство готической ратуши на
фундаменте императорского дворца. В
результате преобразований в XVII-XVIII веках
получилось здание в стиле барокко, пока в XIX
веке не началась реставрация, которая
вернула ему первоначальный вид. Фасад,
выходящий на рыночную площадь, украшают 50
скульптур, изображающих немецких королей и
императоров.
<вверх>
|