|
О, эти итальянцы!..
"Эти люди
вспоминают, что они соотечественники,
только на футбольном матче!" "Это не
нация, а просто какое-то скопище людей!"
"Между Римом, Миланом, Сицилией и
Флоренцией нет ничего общего, кроме римско-католической
церкви и железной дороги!" - так говорят о
современных итальянцах не только соседи, но
и сами итальянцы.
Почву для таких суждений создает
общенациональная черта - campanilissimo - "взгляд
со своей колокольни" - рождающая
соперничество между деревнями, городами,
провинциями, школами, клубами, корпорациями...
Любой знает, что gli altri italiani (другие
итальянцы) ненадежны, не достойны доверия.
Именно поэтому из итальянцев плохи и
солдаты, и партизаны - нет чувства локтя, нет
веры командиру. Как же это можно - пойти в
разведку с этим сицилийцем (пизанцем,
генуэзцем)???
Да что там - так хочется обойти, перехитрить
даже своего ближайшего соседа! Раздобыть
новое моющее средство и никому не раскрыть
это now how, чтобы осрамить всех на празднике -
вот он, чисто итальянский юмор этой веселой
рекламы.
Среди самых обидных эпитетов для итальянца
после "рогоносца" следует "лопух".
Одна из самых приятных характеристик - "ловкач".
Если истинный итальянец что-то не выполнил -
врет, что неправильно записал адрес, не
получил письмо, не дозвонился... что
переводил старушку через дорогу, наконец! И
при этом тут же похваляется, как он ловко
открутился от упреков и издевается над
чужими промахами.
Так настороженно относясь к ближнему,
итальянцы довольно прилично ведут себя по
отношению к иностранцам. Их нелюбовь к
чужакам пассивна - привыкли за время
многочисленных нашествий. Для рядового
итальянца ни шовинизм, ни милитаризм не
характерны, всегда приятнее придти к
компромиссу. Хуже всех, пожалуй, они
относятся к французам - и то по конкретной
причине - во Франции делают плохое вино (с
точки зрения итальянца), а на мировом рынке
предпочитают именно его. Впрочем, "Franza o
Spagna - purche se magna" (французы или испанцы -
лишь бы хорошо кормили). Интереса к чужим
итальянцы не скрывают. Точно так же, как и
уверенности в том, что все (англичане, шведы,
американцы...) совершенно такие же, как они,
только лучше скрывают.
Живущие вдали от родины итальянцы всегда
тесно и живо поддерживают связь с городом и
земляками. Говорят, что американские
знаменитости Синатра, де Ниро, Коппола,
Сталлоне всегда готовы оказать протекцию
эмигранту из своего родного города.
Особенно, если он жил в том же районе и
учился в той же школе.
Родным для итальянцев становится место, где
они побывали сообществом. Во время второй
мировой войны пленные итальянцы в лагере на
оркнейских островах выпросили складской
барак под часовню. Среди них был священник,
нашлись самодеятельные художники,
выполнили некие росписи... Теперь до сих пор
приезжают раз в год, привозят
священнослужителей, хор, служат мессу.
Удивительно их искусство устраиваться - не
было церкви, так приспособили склад, в годы
жесткой инфляции сдачу давали штучными
конфетами разной стоимости, легко
относятся к перемене места жительства,
места работы. В пору безработицы выдумывают
невообразимые оплачиваемые занятия. Можно
стать, например, "галлопини" -
ускорителем бюрократического процесса, т.е.
специальным человеком, которому платят,
чтобы он ходил, к примеру, со справками
нанимателя по конторам, добивался приема,
стоял в очередях. Еще есть такая несложная
специальность - уличный позер. Это просто
люди разного возраста обоего пола
колоритной внешности - с ними в качестве
типичных итальянцев туристы
фотографируются за деньги на улицах. Еще
есть профессиональные предсказатели
номеров в лотерее, которые следят за
таблицами...
Однако, такое легкомыслие имеет и оборотную
сторону - удивительную итальянскую
недисциплинированность. В итальянских
анекдотах офицер не помнит расположения
постов, бюрократ теряет документы,
полицейский "плавает" в правилах
дорожного движения... В этой стране два типа
светофоров - "одни для красоты, другие
просто для информации", а дорожные
указатели на скоростных шоссе - просто
демонстрация искусства художника).
Трудно управлять таким народом.
Действительно, кем итальянцы всегда
недовольны, так это своим правительством.
Любое правление чуждо народу, это всегда
какие-то неизвестно откуда взявшиеся "иноземцы".
Вот где сказывается многовековая история
апеннинского полуострова! Кроме того, любой
итальянец считает, что commandare e meglio di fotlere (властвовать
приятнее, чем заниматься любовью) - и
следовательно каждый, кто пролез в верхи,
сам виноват и сам того хотел.
У итальянцев почти совсем нет понятий вроде
"люди нашего круга", нет снобизма. В
престижности знакомств роль играют только
деньги - сами итальянцы, впрочем, настаивают
на формулировке "деньги и чувство
прекрасного". Весьма ценится также форма,
внешний вид - в поведении, в манерах, в
одежде. Именно поэтому было трудно бежать
из итальянского плена во время второй
мировой - все с какой-нибудь мелочью
попадешь впросак.
Яркие мелочи - неотъемлемый компонент
бесконечно разыгрываемого итальянцем
спектакля. Бесконечно выражаемая бурная
радость при встрече, поцелуи в две щеки,
приветственно протянутые вперед обе руки. Сaro(a),
bello(a) (дорогой, дорогая), синьор, синьора,
синьорина, доктор, профессор, маэстро,
кавалер!.., - сыплется мелкий разноцветный
горошек конфетти. Можно? - с этой репликой
итальянец появляется на сцене в вашем доме,
- чао, добрый день, добрый вечер, спасибо,
пожалуйста... А "извините" - он
произносит редко, в своей неправоте
признается только Богу, на исповеди.
Кульминация такого спектакля - аllegria (всеобщее
оживление). Она случается и со старыми
знакомыми, и с только что сошедшейся
компанией. А содержание этого понятия
примерно таково: сорок восьмой раз дядюшка
Пепе показывает, как тетушка Леонора села
на кактус, И ВСЕМ ВСЕ РАВНО НА САМОМ ДЕЛЕ
СМЕШНО!!!
Дом для итальянца - не крепость, а
закулисная гримерная и место для приема
гостей. В сцену он превращает все - магазин (настоящий
итальянец обожает делать покупки), школа (он
просто помешан на успехах или проблемах
своего ребенка), кабинет врача (ипохондрия -
единственная опасная болезнь истинного
итальянца), кухня... "Настоящая еда"
важна для итальянца настолько, что Италия
стала единственной пока страной мира, где
стратегия "Макдональдс" полностью
провалилась.
Проходят будни, и начинается спектакль,
представляемый всему миру - carnem levare,
знаменитые итальянские карнавалы. Кроме
того, в каждом городе широко празднуется
день своего святого (Рим - Петр, Милан -
Амвросий, Турин - Иоанн, Неаполь - Януарий...),
находят поводы для общегородских sagra (праздничная
или рекламная неделя). Так и создается порой
впечатление, что совсем без печалей живут
эти "города, одетые в маски, народ,
охваченный прекрасным сумасбродством"...
Мегатис
<вверх>
|
|