Виртуальная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Италия |
| Замки | Мозаика | История | Национальная кухня | Статьи | |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Home - Италия - Статьи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Римские фонтаны. По центру Рима лучше ходить пешком. Ездить по нему на машине – задача адски трудная. Утром и вечером в часы пик все улицы и переулки, построенные, конечно же, без учета современного движения, забиты грохочущим стадом автомобилей, продвигающихся вперед со скоростью черепахи. Многие выезжают на встречную полосу, едут по тротуарам, что вызывает неотвратимое наказание: квитанцию о штрафе, присланную по месту регистрации номера автомобиля, записанного флегматичным инспектором. Римские водители вообще не служат образцом в деле соблюдения правил уличного движения, ездят как попало, особый шик – обогнать всех на светофоре и поддразнить отставших довольно экспрессивным жестом… Зато бродить по древним кварталам пешком – одно удовольствие. Узкие переулки хорошо сохраняют прохладу в летний зной, а зимой защищают от порывов холодного ветра. За каждым поворотом – резной мрамор дворцов, купола бесчисленных церквей и соборов, обломки древних храмов, увитые плющом балконы и террасы, вынесенные столики уличных ресторанов на уютных площадях. Старинные римские площади, на которые местные жители в теплое время года выносят из комнат азалии и другие цветы в горшках и кадках и располагают по периметру – одно из чудес вечного города. И фонтаны, повсюду фонтаны – от огромных, в виде гигантских мраморных чаш на площади святого Петра, до скромных струек, бьющих из медных трубок в стенах с вырезанной на мраморе в незапамятные времена надписью: «aqua potabile» - питьевая вода. Вода, как время, не кончается… Есть в городе громадные беломраморные фонтаны-дворцы вроде «Четырех рек» Бернини на площади Навона. Или фонтан Треви - не фонтан, а целый архитектурный комплекс. Вода в него поступает по подземному водопроводу длиной в двадцать километров, проложенному полководцем Агриппой еще в 19 году до нашей эры. В фонтан вода подается через три отверстия – «in trivio», отсюда и название «Треви». Поначалу фонтан ничем не отличался от других источников, подающих воду на улицы «Вечного города», но во времена правления пап Клемента XII и Клемента XIII его щедро украсили мраморными статуями и барельефами. Именно в этот фонтан бросают монетку, уезжая из Рима – чтобы вернуться. Распоряжением муниципалитета брошенные в фонтан монеты становятся «собственностью города» и должны использоваться для реставрации памятников, но на самом деле, за «целевым использованием средств» никто особенно не следит, и монетки из кармана выуживают предприимчивые мальчишки… На площади возле Колизея сохранился «невидимый» фонтан – на его место указывает круг, выложенный иным, чем вся остальная площадь, камнем. Это «мета суданте», «место, куда приходят потные». Здесь когда-то был фонтан, в котором мылись после сражения на арене гладиаторы. Есть в городе фонтаны-курьезы вроде фонтана «Баркачча» на площади Испании, где вода поступает из мраморной лодки, которая плывет по той же самой воде, или в виде сказочного тритона на «одноименной »площади - дель Тритоне. Из физиономий тритонов струйка воды стекает едва ли не на половине зданий с фонтанами. И только у одного уз них уста совершенно сухи… Под портиком церкви Санта-Мария-ин-Космедин, что стоит на небольшой уютной площади недалеко от Тибра, в стену вросла большая круглая мраморная маска, изображающая голову тритона с раскрытой пастью, весьма похожая на маски-фонтаны. Собственно, это наверняка был когда-то фонтан, просто в кладке церкви использован обломок стены или монументальной композиции античного времени. И теперь это знаменитый «Bocca della verita», «Уста правды». У средневековых римских судей эта маска была очень популярна. «Божий суд» вершился так: подозреваемых – как правило, фальшивомонетчиков – приводили к чудищу, заставляли просунуть в пасть руку и повторить данные ранее показания. Если они противоречили истине – «Бокка» отгрызал лжецу руку, если были правдивы – членовредительства не происходило. Зачастую земные судьи «помогали» всевышнему и прятали за маской палача с острым мечом… Но самая знаменитая история о суде «Бокка делла верита» связана вовсе не с воровством или мошенничеством. Ее сохранил для потомков великий насмешник Джованни Бокаччио, и речь в ней идет о любви… … Некогда молодую и веселую супругу одного знатного римлянина почтенных лет обвинили в неверности. Соседка распустила слух, будто видела, как в отсутствие мужа, ночью, к юной красавице в окно лазал молодой человек. Ни клятвы, ни слезы не развеяли подозрений мужа. Оскорбленный ревнивец был готов поверить жене, если только она поклянется перед «Бокка делла Верита». В назначенный день женщина пришла на «божий суд». И вдруг, когда молодая дама находилась всего в нескольких шагах от Тритона, из толпы зевак выбежал пригожий юноша, обнял красавицу и крепко поцеловал ее! Толпа готова была растерзать дерзкого, но юноша пылко воскликнул: - Я просто пожалел эту сеньору и не смог сдержать своих чувств! Смотрите, она так молода и прекрасна! Она наверняка не виновна! Когда страсти улеглись, жена ревнивца просунула нежную ручку в пасть чудовища и спокойным громким голосом произнесла: - Клянусь, что кроме того наивного юноши, что сейчас обнял меня, и моего дорогого мужа, меня никогда не целовал ни один мужчина. Рука была спасена, честь дамы – тоже. Красавица, как нетрудно догадаться, сказала истинную правду. И лукавый тритон – истый римлянин - не нашел никакого состава преступления… Мегатис |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сopyright (C) 2000-2012 Гольверк Ася, Хаймин Сергей |