|
Магические маски
Венеции
Невозможно
изменить судьбу. Но есть место на Земле, где
раз в году можно поменять многое - лицо,
одежду, привычки, желания, пол, возраст. Из
раба превратиться в императора, из Золушки
в Принцессу, из замученной детьми и
заботами домохозяйки в обольстительную
Коломбину, из расчетливого коммерсанта в
беззаботного Арлекина.
Для того чтобы пережить все эти чудесные
превращения, нужно всего лишь оказаться в
Венеции в феврале.
Вообразите: вы бредете по темной и
запутанной венецианской улочке вдоль
берега узкого канала. Зима. Ночь. Туман.
Пахнет апельсинами. И, как апельсины,
светятся в тумане тусклые и желтые
венецианские фонари. Вы далеко от центра, и
до вас не долетает шум праздничной толпы.
И вдруг на едва освещенной глади канала
появляется странная тень, а тишину нарушает
шепот волн, гонимых веслом гондолы. Вы
спешите к ближайшему мосту - оттуда удобнее
следить за тем, как призрак постепенно
обретает очертания. Сначала вырисовываются
плащ и треуголка. Потом, постепенно, из тьмы
появляется белая маска, прикрывающая глаза
и нос. Ниже - кусок черного шелка, в складках
которого прячутся рот и подбородок. Призрак
медленно проплывает под мостом и исчезает
во тьме. Это видение вы запомните на всю
жизнь, а ощущение Чуда не покинет вас во все
дни венецианского карнавала.
Площади и улицы, каналы и мосты самого
красивого и самого странного в мире города
в это время превращаются в огромную сцену,
на которой разворачивается грандиозное
действо самого захватывающего на свете
спектакля - венецианского карнавала.
История карнавалов пережила множество
взлетов и падений. Их традиция берет свое
начало от языческого, еще дохристианского,
праздника Римских Сатурналий. На время
Сатурналий различия между господами и
рабами как бы упразднялись - раб получал
возможность поносить своего господина,
сидеть с ним за одним столом. Более того,
господин подносил рабу вино, а тот
напивался, подобно свободным римлянам. На
время праздника выбирали лжекороля -
прообраз будущего шута, который в конце
Сатурналий либо совершал самоубийство,
либо погибал от ножа, огня или петли.
Когда на смену язычеству пришло
христианство, на многие "варварские"
обычаи, традиции и празднества был наложен
запрет. Попал под него и этот праздник рабов
и господ. Запрет продержался все
средневековье. Но прошли столетия, и
наступила эпоха Возрождения. А вместе с ней
- действительное возрождение народных
нерелигиозных праздников.
В 1495 году в Венеции создается ежегодный
фонд для проведения карнавала. Площадь Сан
Марко становится ареной, где специально
натренированные собаки сражаются с быками.
После кровавого зрелища на площадь
высыпают акробаты, шуты и танцоры.
Представление завершается пышным
фейерверком. Поглазеть на праздник и
поучаствовать в нем собирается все
население Венеции - и чернь, и дворянство. А
чтобы не омрачать карнавал сословными
предрассудками и, как во времена древнего
Рима, уравнять раба и господина, все
надевают маски. Именно Маски - основные
действующие лица венецианского карнавала.
Но наивысшего расцвета и наибольшего
блеска венецианские карнавалы достигли в
XVIII веке - славном "сетеченто", как
называют его итальянцы. Танцы на площадях и
роскошные, шитые золотом и драгоценными
камнями карнавальные костюмы становятся
истинными образцами высокой моды.
Появляются сотни игорных домов, где
проигрываются огромные состояния и где при
неверном свете свечей и под покровом масок
целуются, любят, изменяют законным мужьям и
женам прекрасные венецианки и гордые
венецианцы. (Не совершить грехопадение в
карнавальные дни и ночи, когда падает
бдительность суровой католической церкви,
было просто неприличным). Здесь же ревнивцы
убивают соперников, и смерть во время
карнавала считается особенно почетной и
даже желанной. Именно тогда творит Карло
Гольдони, именно тогда персонажи
итальянской "комедии дель арте"
превращаются в основных действующих лиц
карнавала. На улицы выходят сотни и тысячи
Арлекинов, Пьеро, Панталоне. А прелестная
Коломбина становится эмблемой карнавала. С
тех пор и по наши дни он начинается
одинаково - с колокольни собора Сан Марко
слетает привязанная к тонкой нити бумажная
голубка - Коломбина. В полете она взрывается
и осыпает собравшуюся на площади толпу
дождем из конфетти. А дальше идут маски,
маски, маски... Ах, этот XVIII век, с его блеском
и утонченностью! Но все проходит... Падение
Венецианской Республики, наполеоновские
войны, полное неприятие католической
церковью "варварских празднеств" и ...
венецианскому фестивалю приходит конец. Но
наступает год 1980-й и древний легендарный
карнавал снова возрождается. И с ним
возрождается нечто большее, чем праздник.
Венеция вновь обретает частицу самой себя,
своей блистательной истории, своего
великого прошлого. Уже в наши дни от 100 до 200
тысяч человек с разных концов мира
назначают друг другу свидания в Венеции в
дни карнавала. Гигантские автомобильные
пробки на въезде в город. Гигантские
людские пробки у входа на площадь Сан Марко.
Безудержная фантазия, беспредельное
веселье, безостановочная музыка, бессонные
ночи - вот что такое карнавал. И бесконечная
грусть, когда он заканчивается. В течение
всего года в Венеции можно купить
карнавальные маски и костюмы, которые на
несколько дней изменят вашу внешность, а,
может быть, и вашу жизнь. Детские мечты,
юношеские грезы, устремления зрелого
человека, старческие надежды - все-все может
исполниться в эти дни. Достаточно лишь
надеть маску, забыть о реальности и слиться
с карнавальной толпой, над которой витают
дух Чуда, ощущение Праздника и аромат Любви.
Словно яркий луч весеннего солнца,
врывается карнавал в сырую и туманную
венецианскую зиму. И в одно мгновение она
расцвечивается золотом костюмов, серебром
кружев, небесной лазурью накидок, кармином
плащей, зеленью венков. Однако среди этого
буйства красок, как напоминание о вечном,
нет-нет да и промелькнет черная маска
Смерти. Помни, человек, все проходит! А
потому веселись, гуляй, пей, пой, танцуй,
люби сегодня. Ведь завтра не будет ничего.
Именно в этом особенность венецианского
карнавала и его отличие от множества других.
Только ему присущи такие мистика и магия,
особая эфемерность. Быть может, этим он
обязан зимнему туману, который, словно
вуаль, прикрывает фигуры в масках, придавая
им еще большую таинственность и
загадочность? А может, виной тому сама
погружающаяся на дно залива Венеция?
Шествием жонглеров и паяцев, дьяволов и
архангелов начинается карнавал. А
заканчивается он сжиганием чучела (помните
казнь лжекороля в Древнем Риме?) и всеобщими
танцами на площади Сан Марко. Между этими
событиями - вечность, в которую вмешается
вся жизнь. И если карнавал все же не помог
вам изменить ее, то это ваша, а не его вина.
Консуэло
СЕГУРА
Вояж 01-98
<вверх>
|
|